УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ
 
 
 
 
 
Наш блог
 
Понедельник, 16 Апрель 2018
Время:09:46
Как сформировать план документа
Ключевые слова: анализ e-learning план
 

  

Как сформировать план документа

Недавно в сети наткнулся на один простой опрос: Как разработчики курсов планируют курсы? Было много интересных ответов, ссылок. Единого мнения по поводу инструментов среди участников опроса не сложилось: кто-то исполуьзует по старинке карандаш и лист бумаги, кто-то стикеры, кто-то офисные приложения, а самые продвинутые - майнд-карты. А вот про методики почти никто ничего так и не сказал. Я уверен, что наряду с разными инструментами у каждого разработчика и сценариста, конечно же есть и набор методик, которыми они руководствуются. Я не исключение, у меня есть, простенькая правда, но не раз выручавшая меня методика. Я вам сейчас про неё расскажу.

Введение

Ключевая идея всего дальнейшего материала: мы вовсе не пишем документ, создаём электронный курс или презентацию. Про это вообще можно пока забыть. Мы планируем изменения в поведении нашей аудитории.

У нас есть какие-то наши собственные, часто весьма приземлённые, цели. И мы планируем достичь их за счёт других людей — нашей аудитории. Для этого они должны начать что-то делать иначе — не так, как делают сейчас, а так, как этого хотим мы. В этом и состоит основная сложность всего предприятия. Человек всегда сопротивляется изменениям, потому что любое изменение требует определённых усилий и затрат, а мы ленивые.

Преодолеть сопротивление изменениям можно либо принуждением, либо убеждением. Принуждение — не наш метод. Убеждение же предполагает согласие человека с нашими доводами. То есть и человек получает некие выгоды, и мы достигаем своей цели — win-win, что называется.

Чтобы достичь такого согласия мы должны оказать на человека некоторое воздействие. Воздействие может быть прямым — через живое общение и опосредованным — через разного рода медиа, в нашем случае инструменты воздействия — текстовый документ, презентация или электронный курс. Если воздействие качественное — мы достигаем своей цели, если некачественное — не достигаем.

Весь оставшийся материал статьи будет посвящён тому, как спланировать воздействие для получения нужного эффекта. А для этого надо лишь сделать 4 шага:

  • Определиться с целью и желаемой реакцией аудитории
  • Посмотреть, кто же составляет ту самую аудиторию
  • Собрать пользовательские вопросы
  • Проверить вопросы и собрать их в разделы

Добавим немного рекурсии - чтобы разобраться как составлять план документа допустим, что нам надо научить сотрудников составлять план документа :) Ничего сложного, но, давайте, по порядку.

Цель документа и желаемая реакция аудитории

До того, как мы начнём делать что-либо, надо понять, для чего нам это. Заполняем простую таблицу:

Заполнить таблицу достаточно просто - надо написать задачу так, как вы сами её понимаете. Только честно. Если вам надо продать продукт, так и пишите - надо продать продукт, привлечь пользователей, произвести фуррор и так далее.

Единственный момент - цель должна быть только одна и аудитория тоже. Это принципиально важно. Документ, нацеленный на обучение - одно дело, на продажу - совсем другое. Почему важно выбрать одну целевую аудиторию мы поговорим позже, пока просто достаточно принять этот факт на веру.  Поэтому определитесь. А потом запишите глагол действия - с столбец "Причина", целевую аудиторию - в столбец "Аудитория", а суть действия - в "Содержание".

Описать ожидаемую реакцию тоже несложно, для этого нам понадобится ещё одна табличка. Если вернуться к цели обучения технических писателей, то ожидаемую реакцию можно описать, например, так:

В этой таблице 2 столбца:

  1. Действие — туда надо записать глагол действия, проверяемого действия. Не стоит писать что-то абстрактное вроде Понять, Осознать, Научиться и т. д. Только конкретика, только поведение, только хардкор. Что должен делать человек, чтобы вы могли определённо утверждать, что он делает то, что вы хотели.
  2. Стандарт — уточнения, в каких условиях и с какими инструментами, при необходимости, должны выполняться действия.

Анализ целевой аудитории

Переходим к следующей важной части составления плана. На текущий момент мы уже понимаем, для чего мы затеяли документ и как должны вести себя пользователи. Теперь надо разобраться с тем, что они собой представляют. И от того, насколько тщательно мы проработаем этот вопрос во многом будет зависеть качество нашего воздействия.

Согласитесь, что аргументация для убеждения в необходимости использования, например, устройства для защиты от перепадов напряжения в сети для домохозяйки и для специалиста-электротехника будет различаться. Значит для них мы формируем разные воздействия, а значит разные документы.

Да, конечно, при помощи ветвлений и определённой организации информации мы можем использовать один и тот же документ для воздействия на разные аудитории, но это тема другого разговора, сейчас её не рассматриваем.

Итак, для описания нашей аудитории нам снова понадобится таблица с двумя столбцами:

  1. Параметры аудитории
  2. Описание

Наборы параметров в разных методиках отличаются, но в самом простом варианте используются следующие:

  • Трудовые обязанности
  • Знание предмета
  • Демография
  • Отношение
  • Рабочая среда

Трудовые обязанности

Первое, с чем следует определиться: Как связана их работа с предметом, о котором пойдёт речь в документе? Ответ на этот вопрос позволит подобрать действительно актуальные примеры к вашей информации, ситуации, с которыми люди сталкиваются ежедневно, которые им понятны и важны.

Пример:

Знание предмета

Далее нужно понять разрыв между имеющимися и необходимыми знаниями, для этого отвечаем на следующие вопросы:

  • Что наша аудитория уже знает о предмете документа?
  • И что она должна о нём знать?

Это, собственно, определит всё содержание вашего документа.

Пример:

Демография

Есть и пара демографических особенностей, которые играют роль для формирования документа, в частности, для выбора языка, которым будет информация представлена, для определения уровня детализации информации. Поэтому мы также должны ответить на вопрос: Какой у представителей аудитории уровень образования и родной язык?

Новичку надо будет что-то по-подробнее разжевать, например, а для человека, для которого русский язык не родной, лучше не использовать сложные обороты речи и двусмысленности.

Пример:

Отношение

Не помешает понять отношение аудитории к:

  • предмету обучения
  • инструкциям и учебным материалам
  • технологиям, которые могут быть задействованы

Это нужно для подбора правильной аргументации

Пример:

Рабочая среда

Ну и, наконец, надо понять, каким образом аудитория будет работать с вашим документом и есть ли для этого какие-то ограничения. Для этого отвечаем на вопросы:

  • Как они получают и хранят информацию?
  • Есть ли доступ к сети Интернет?
  • Есть ли дополнительное оборудование, предназначенное для общения голосом - гарнитуры, веб-камеры?
  • Как они будут использовать передаваемую им информацию?
  • Сколько времени у них есть на её изучение?

Пример:

Сбор пользовательских вопросов

Идём дальше и переходим к, пожалуй, самому важному пункту — сбору пользовательских вопросов.

Идея метода очень проста — качественный документ — это документ, в котором читатель получает ответы на все свои вопросы по теме документа. После прочтения документа, у пользователя должна сложиться стройная картина знаний о предмете, желательно без белых пятен.

Чтобы написать такой документ надо, в первую очередь, понять, какие вопросы возникают у нашей аудитории по мере изучения предмета.

Для этого желательно собрать представителей целевой аудитории и экспертов по предмету в одной комнате и в одно время. И провести с ними мозговой штурм с целью сгенерировать как можно больше вопросов о предмете.

Конечно, не всегда удаётся собрать такую компанию и провести полноценный мозговой штурм, тогда автору документа приходится генерировать вопросы самому. Но, надо понимать, что, скорее всего, автор сильно «не попадёт» в запросы аудитории со всеми вытекающими.

Но представим, что у нас были представители целевой аудитории, предметных экспертов и сам автор. Есть несколько особых правил мозгового штурма, которых стоит придерживаться в нашей ситуации. Первое, все вопросы, появляющиеся в ходе мозгового штурма следует делить на 2 группы:

  • Действия — сюда относим вопросы, которые непосредственно связаны с действиями, которые будут выполнять читатели. Это вопросы типа:
    • Как мне сделать что-то?
    • Какие действия мне надо предпринять и в каком порядке для чего-то?
  • Знания — сюда попадают вопросы, которые связаны со знаниями, которые необходимы для выполнения действий, например:
    • Что делать можно, а что — нельзя?
    • Как это работает? Что при этом происходит?
    • Что это такое? Что это значит?
    • Как это выглядит? И из чего состоит?
    • Какие есть особенности? Какие параметры?

Пример:

Начинать мозговой штурм следует именно с действий, так проще. Когда основные вопросы, связанные с действиями уже определены, остаётся только понять, каких знаний для выполнения действий не хватает.

Формирование разделов документа

Когда список вопросов составлен, можно сказать, что основная работа уже завершена. Теперь нам надо всего лишь разбить весь этот список по разделам. Для этого, проходимся внимательно по каждому вопросу из списка и даём следующие ответы:

  • Действительно ли вопрос нужен? Или его можно исключить?
  • Ответ на него так важен или так обширен, что его стоит поместить в отдельный раздел? Или можно объединить с другими вопросами? Если можно объединить, то с какими именно?

В результате таких нехитрых проверок мы получаем содержание документа, разбитое по разделам. Остаётся только заполнить.

Пример:

 
Четверг, 23 Июнь 2016
Время:09:19
Dick and Carey. Глава 1. Введение
 

Dick and Carey. Глава 1. Введение

Обзор

Введение

Думаю, что каждый читатель этого блога знаком на собственном опыте или по рассказам других с ситуациями, когда eLearning не оправдывал ожиданий: может быть, курсы не давали того эффекта, на который рассчитывали их разработчики, или после внедрения системы дистанционного обучения нагрузка на отдел обучения не только не снижалась, а даже возрастала.

L. Israelite в своих исследованиях (2004, 2006) приходит к интересному выводу - проблемы с использованием eLearning в корпоративной среде во многом зависят от отсутствия системного подхода и системного мышления - вместо того, чтобы работать над системой обучения в целом, происходит перекос в сторону одного или нескольких отдельных её компонентов.

Для того, чтобы в полной мере понять, о чём же хотел нам сказать исследователь, нам стоит сначала разобраться со следующими вопросами:

  • Что такое системный подход и системное мышление?
  • Что с точки зрения системного подхода представляет собой система обучения, и о каких её компонентах идёт речь?
  • Какие способы решения этой проблемы существуют?

Этим темам и будет посвящена наша статья.

Далее...

 
Вторник, 31 Май 2016
Время:09:49
 

Проектирование систем обучения. Системный подход

Обзор

Содержание серии конспектов

Приветствую всех читателей блога. Этим постом мы начинаем новую серию конспектов. На этот раз говорить мы будем не о e-learning, точнее не только о e-learning. Мы решили замахнуться на более широкую тему, а именно:

  • на проектирование систем обучения вообще и
  • на использование системного подхода к проектированию в частност

А если ещё точнее, то мы с вами начнём рассматривать модель проектирования, которая, наверняка, уже встречалась многим читателям
- Dick, Carey&Carey.

Содержание поста

В этом посте мы с вами рассмотрим фундамент модели Dick, Carey&Carey, теорию, которая оказала огромное влияние и на педагогический дизайн и на множество других областей науки и бизнеса
– Общую теорию систем.

В посте будут освещены вопросы:

  • Что такое система? Как она устроена и по каким законам существует?
  • Что такое системный подход?
  • Как применяется системный подход в педагогическом дизайне?

Далее...

 
Четверг, 14 Апрель 2016
Время:16:09
eLearning and the Science of Instruction. Cимуляции и игры в eLearning
 

В очередном и последнем конспекте этой серии мы с вами поговорим о симуляциях и играх - одном из наиболее "модных" современных направлений в обучении. Направление это окружено множеством мифов и предположений. Одни говорят, что игры - наше будущее, что если они ещё и не изменили радикально обучение, то скоро обязательно это сделают, так как поколения Y, Z и последующие только играми и живут. Другие - говорят, что это всё шуточки и бред, что настоящее обучение через игры невозможно и т.д. Мнений множество. В этом же посте мы поговорим не о мнениях, а о фактах. Что наука уже знает об играх в обучении, какие выводы уже можно сделать?


Начнём с определения понятий.

Далее...

 
Среда, 13 Апрель 2016
Время:13:21
eLearning and the Science of Instruction. Развитие мыслительных навыков
 

Можно ли при помощи eLearning не просто научить кого-то что-то делать, но и научить лучше соображать? Под "лучше соображать" авторы понимают развитие 3 видов мыслительных навыков:

  • креативного мышления - создания новых продуктов и идей
  • критического мышления - оценки продуктов и идей
  • метакогнитивных навыков - способности анализировать свои мыслительные процессы и управлять позновательной деятельностью

Далее...

 
Среда, 30 Март 2016
Время:16:22
eLearning and the Science of Instruction. Кто рулит?
 

В этой части конспекта мы постараемся ответить на принципиально важный вопрос - кто же всё-таки должен руководить прохождением курса: сам ученик или, может быть, разработчик курса или преподаватель?

Далее...

 
Пятница, 29 Январь 2016
Время:12:49
eLearning and the Science of Instruction. Совместное обучение в сети
 

Для обозначения совместного обучения при помощи информационных технологий  в западной литературе используется аббревиатура - CSCL (Computer-Supported Collaborative Learning)
Под CSCL понимается использование командами от 2 до 5 человек синхронных и асинхронных инструментов в целях, способствующих обучению:

  • создание продуктов,
  • решение учебных задач,
  • обсуждение видео-примеров и др.


Для этого обычно используются следующие типы приложений:

  • блоги и мини-блоги
  • видео-конференции
  • чаты
  • электронная почта
  • форумы
  • социальные сети
  • вики


Но стоит помнить, что технологии сами по себе бесполезны. Важно то, как они будут вписаны в процесс обучения, ведь технологии меняются, а человек учится также, как и тысячи лет назад.

 

Совместное очное обучение активно изучается на протяжении последних 60 лет. Результаты этих исследований достаточно интересны, и вполне применимы и для совместного обучения в виртуальном пространстве и сети Интернет.

Согласно исследованиям, совместное обучение имеет огромный потенциал для повышения качества обучения, но для этого оно должно соответствовать трём основным критериям:

  1. Ученики должны быть взаимозависимы
  2. Должна быть выбрана правильная цель обучения
  3. Между учениками должна быть налажена высококачественная коммуникация

 

Далее...

Время:11:39
eLearning and the Science of Instruction. Упорядоченная полемика
 

Упорядоченная полемика - это методология аргументации собственной позиции, придуманная Johnson and Johnson в 1992 году.

Согласно Johnson and Johnson процесс формирования позиции включает следующие этапы:

  1. Определение противоречия или констатация теории, подтверждённой доказательствами
  2. Констатация альтернативных теорий
  3. Опровержение альтернативных теорий
  4. Выдвижение контр-аргументов к основной теории и их опровержение

 

Далее...

 
Вторник, 13 Октябрь 2015
Время:16:05
Пример использования библиотеки TinCanJS
 

Введение

 

Наконец-то мы созрели для того, чтобы написать небольшую статью, в которой расскажем как подружить приложения написанные на JavaScript с СДО WebTutor, используя новый стандарт Tin Can API. Статья будет состоять из двух частей. Первая – это небольшой рассказ о том, что такое стандарт Tin Can API и как он устроен, а вторая часть статьи будет посвящена непосредственно практическому применению.

 

Часть 1

 

Что такое Tin Can API?

 

Первая вещь, которую обязательно надо знать! Tin Can API, Experience API, xAPI — это три разных названия одного и того же стандарта. В этой статье мы будем использовать термин Tin Can API, так как разработчики-основоположники из Rustici Software используют именно этот термин. Если вам любопытно, почему возникло несколько названий одного стандарта, то узнать можно тут Tin Can API | xAPI.

 

Вторая вещь, которую важно знать, это то, что стандарт Tin Can API разрабатывался компанией Rustici Software по заказу ADL («хранители» SCORM), в рамках проекта по созданию нового стандарта электронного обучения. Поэтому, когда Tin Can API называют стандартом SCORM следующего поколения – это правда.

 

Зачем же нам новый стандарт, если есть классический и широко распространенный стандарт SCORM? Достоинства SCORM не вызывают никаких сомнений, но давайте рассмотрим ограничения, которые в нем существуют. На самом деле ограничение одно – при использовании SCORM учебными материалами могут выступать только курсы, разработанные по стандарту SCORM и предварительно загруженные в СДО (система дистанционного обучения). Это значит, что если мы хотим разрабатывать учебные материалы, которые должны использоваться в СДО, то необходимо соблюдать требования, которые накладывает SCORM на их структуру. Одно то, что учебные материалы должны быть написаны на языке JavaScript чего стоит! Получается, что мы не можем использовать в СДО, например, интерактивные или мобильные приложения, разработанные на других языках программирования. А как быть с учебными активностями, например, лекциями, семинарами, вебинарами? Можно ли из них создать электронный курс? Стандарт SCORM не дает такой возможности.

 

И вообще, человек может учиться везде и всегда, взаимодействуя с огромным количеством источников информации и другими людьми. Почему бы нам не учитывать любые возможности получения знаний в СДО? Видимо это был как раз тот вопрос, который и привел в итоге к созданию Tin Can API. Итак, Tin Can API – новый стандарт в электронном обучении, который позволяет собирать и передавать информацию о ЛЮБОМ обучении человека/сотрудника/студента.

 

 

Далее...

 
Пятница, 10 Июль 2015
Время:15:02
Вебинар «Метод Information Mapping» от 16.06.2015
 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

6 июня 2015 года состоялся вебинар, в котором шла речь об основах метода Information Mapping. На вебинаре мы постарались детально рассмотреть основные инструменты метода и этапы их применения.

По отзывам участников, вебинар отлично дополняет наши более ранние статьи по этой теме.

Желаем приятного просмотра:

RSS
1  2  3  4  5  6  7    Следующая >>