Корпоративный портал. Новости в блоге 'Наш блог'. http://elearning-itorum.ru Tue, 15 Oct 2019 06:58:40 +0300 <![CDATA[Как сформировать план документа]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720   

Как сформировать план документа

Недавно в сети наткнулся на один простой опрос: Как разработчики курсов планируют курсы? Было много интересных ответов, ссылок. Единого мнения по поводу инструментов среди участников опроса не сложилось: кто-то исполуьзует по старинке карандаш и лист бумаги, кто-то стикеры, кто-то офисные приложения, а самые продвинутые - майнд-карты. А вот про методики почти никто ничего так и не сказал. Я уверен, что наряду с разными инструментами у каждого разработчика и сценариста, конечно же есть и набор методик, которыми они руководствуются. Я не исключение, у меня есть, простенькая правда, но не раз выручавшая меня методика. Я вам сейчас про неё расскажу.

Введение

Ключевая идея всего дальнейшего материала: мы вовсе не пишем документ, создаём электронный курс или презентацию. Про это вообще можно пока забыть. Мы планируем изменения в поведении нашей аудитории.

У нас есть какие-то наши собственные, часто весьма приземлённые, цели. И мы планируем достичь их за счёт других людей — нашей аудитории. Для этого они должны начать что-то делать иначе — не так, как делают сейчас, а так, как этого хотим мы. В этом и состоит основная сложность всего предприятия. Человек всегда сопротивляется изменениям, потому что любое изменение требует определённых усилий и затрат, а мы ленивые.

Преодолеть сопротивление изменениям можно либо принуждением, либо убеждением. Принуждение — не наш метод. Убеждение же предполагает согласие человека с нашими доводами. То есть и человек получает некие выгоды, и мы достигаем своей цели — win-win, что называется.

Чтобы достичь такого согласия мы должны оказать на человека некоторое воздействие. Воздействие может быть прямым — через живое общение и опосредованным — через разного рода медиа, в нашем случае инструменты воздействия — текстовый документ, презентация или электронный курс. Если воздействие качественное — мы достигаем своей цели, если некачественное — не достигаем.

Весь оставшийся материал статьи будет посвящён тому, как спланировать воздействие для получения нужного эффекта. А для этого надо лишь сделать 4 шага:

  • Определиться с целью и желаемой реакцией аудитории
  • Посмотреть, кто же составляет ту самую аудиторию
  • Собрать пользовательские вопросы
  • Проверить вопросы и собрать их в разделы

Добавим немного рекурсии - чтобы разобраться как составлять план документа допустим, что нам надо научить сотрудников составлять план документа :) Ничего сложного, но, давайте, по порядку.

Цель документа и желаемая реакция аудитории

До того, как мы начнём делать что-либо, надо понять, для чего нам это. Заполняем простую таблицу:

Заполнить таблицу достаточно просто - надо написать задачу так, как вы сами её понимаете. Только честно. Если вам надо продать продукт, так и пишите - надо продать продукт, привлечь пользователей, произвести фуррор и так далее.

Единственный момент - цель должна быть только одна и аудитория тоже. Это принципиально важно. Документ, нацеленный на обучение - одно дело, на продажу - совсем другое. Почему важно выбрать одну целевую аудиторию мы поговорим позже, пока просто достаточно принять этот факт на веру.  Поэтому определитесь. А потом запишите глагол действия - с столбец "Причина", целевую аудиторию - в столбец "Аудитория", а суть действия - в "Содержание".

Описать ожидаемую реакцию тоже несложно, для этого нам понадобится ещё одна табличка. Если вернуться к цели обучения технических писателей, то ожидаемую реакцию можно описать, например, так:

В этой таблице 2 столбца:

  1. Действие — туда надо записать глагол действия, проверяемого действия. Не стоит писать что-то абстрактное вроде Понять, Осознать, Научиться и т. д. Только конкретика, только поведение, только хардкор. Что должен делать человек, чтобы вы могли определённо утверждать, что он делает то, что вы хотели.
  2. Стандарт — уточнения, в каких условиях и с какими инструментами, при необходимости, должны выполняться действия.

Анализ целевой аудитории

Переходим к следующей важной части составления плана. На текущий момент мы уже понимаем, для чего мы затеяли документ и как должны вести себя пользователи. Теперь надо разобраться с тем, что они собой представляют. И от того, насколько тщательно мы проработаем этот вопрос во многом будет зависеть качество нашего воздействия.

Согласитесь, что аргументация для убеждения в необходимости использования, например, устройства для защиты от перепадов напряжения в сети для домохозяйки и для специалиста-электротехника будет различаться. Значит для них мы формируем разные воздействия, а значит разные документы.

Да, конечно, при помощи ветвлений и определённой организации информации мы можем использовать один и тот же документ для воздействия на разные аудитории, но это тема другого разговора, сейчас её не рассматриваем.

Итак, для описания нашей аудитории нам снова понадобится таблица с двумя столбцами:

  1. Параметры аудитории
  2. Описание

Наборы параметров в разных методиках отличаются, но в самом простом варианте используются следующие:

  • Трудовые обязанности
  • Знание предмета
  • Демография
  • Отношение
  • Рабочая среда

Трудовые обязанности

Первое, с чем следует определиться: Как связана их работа с предметом, о котором пойдёт речь в документе? Ответ на этот вопрос позволит подобрать действительно актуальные примеры к вашей информации, ситуации, с которыми люди сталкиваются ежедневно, которые им понятны и важны.

Пример:

Знание предмета

Далее нужно понять разрыв между имеющимися и необходимыми знаниями, для этого отвечаем на следующие вопросы:

  • Что наша аудитория уже знает о предмете документа?
  • И что она должна о нём знать?

Это, собственно, определит всё содержание вашего документа.

Пример:

Демография

Есть и пара демографических особенностей, которые играют роль для формирования документа, в частности, для выбора языка, которым будет информация представлена, для определения уровня детализации информации. Поэтому мы также должны ответить на вопрос: Какой у представителей аудитории уровень образования и родной язык?

Новичку надо будет что-то по-подробнее разжевать, например, а для человека, для которого русский язык не родной, лучше не использовать сложные обороты речи и двусмысленности.

Пример:

Отношение

Не помешает понять отношение аудитории к:

  • предмету обучения
  • инструкциям и учебным материалам
  • технологиям, которые могут быть задействованы

Это нужно для подбора правильной аргументации

Пример:

Рабочая среда

Ну и, наконец, надо понять, каким образом аудитория будет работать с вашим документом и есть ли для этого какие-то ограничения. Для этого отвечаем на вопросы:

  • Как они получают и хранят информацию?
  • Есть ли доступ к сети Интернет?
  • Есть ли дополнительное оборудование, предназначенное для общения голосом - гарнитуры, веб-камеры?
  • Как они будут использовать передаваемую им информацию?
  • Сколько времени у них есть на её изучение?

Пример:

Сбор пользовательских вопросов

Идём дальше и переходим к, пожалуй, самому важному пункту — сбору пользовательских вопросов.

Идея метода очень проста — качественный документ — это документ, в котором читатель получает ответы на все свои вопросы по теме документа. После прочтения документа, у пользователя должна сложиться стройная картина знаний о предмете, желательно без белых пятен.

Чтобы написать такой документ надо, в первую очередь, понять, какие вопросы возникают у нашей аудитории по мере изучения предмета.

Для этого желательно собрать представителей целевой аудитории и экспертов по предмету в одной комнате и в одно время. И провести с ними мозговой штурм с целью сгенерировать как можно больше вопросов о предмете.

Конечно, не всегда удаётся собрать такую компанию и провести полноценный мозговой штурм, тогда автору документа приходится генерировать вопросы самому. Но, надо понимать, что, скорее всего, автор сильно «не попадёт» в запросы аудитории со всеми вытекающими.

Но представим, что у нас были представители целевой аудитории, предметных экспертов и сам автор. Есть несколько особых правил мозгового штурма, которых стоит придерживаться в нашей ситуации. Первое, все вопросы, появляющиеся в ходе мозгового штурма следует делить на 2 группы:

  • Действия — сюда относим вопросы, которые непосредственно связаны с действиями, которые будут выполнять читатели. Это вопросы типа:
    • Как мне сделать что-то?
    • Какие действия мне надо предпринять и в каком порядке для чего-то?
  • Знания — сюда попадают вопросы, которые связаны со знаниями, которые необходимы для выполнения действий, например:
    • Что делать можно, а что — нельзя?
    • Как это работает? Что при этом происходит?
    • Что это такое? Что это значит?
    • Как это выглядит? И из чего состоит?
    • Какие есть особенности? Какие параметры?

Пример:

Начинать мозговой штурм следует именно с действий, так проще. Когда основные вопросы, связанные с действиями уже определены, остаётся только понять, каких знаний для выполнения действий не хватает.

Формирование разделов документа

Когда список вопросов составлен, можно сказать, что основная работа уже завершена. Теперь нам надо всего лишь разбить весь этот список по разделам. Для этого, проходимся внимательно по каждому вопросу из списка и даём следующие ответы:

  • Действительно ли вопрос нужен? Или его можно исключить?
  • Ответ на него так важен или так обширен, что его стоит поместить в отдельный раздел? Или можно объединить с другими вопросами? Если можно объединить, то с какими именно?

В результате таких нехитрых проверок мы получаем содержание документа, разбитое по разделам. Остаётся только заполнить.

Пример:

]]>
Mon, 16 Apr 2018 09:46:55 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Dick and Carey. Глава 1. Введение]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Dick and Carey. Глава 1. Введение

Обзор

Введение

Думаю, что каждый читатель этого блога знаком на собственном опыте или по рассказам других с ситуациями, когда eLearning не оправдывал ожиданий: может быть, курсы не давали того эффекта, на который рассчитывали их разработчики, или после внедрения системы дистанционного обучения нагрузка на отдел обучения не только не снижалась, а даже возрастала.

L. Israelite в своих исследованиях (2004, 2006) приходит к интересному выводу - проблемы с использованием eLearning в корпоративной среде во многом зависят от отсутствия системного подхода и системного мышления - вместо того, чтобы работать над системой обучения в целом, происходит перекос в сторону одного или нескольких отдельных её компонентов.

Для того, чтобы в полной мере понять, о чём же хотел нам сказать исследователь, нам стоит сначала разобраться со следующими вопросами:

  • Что такое системный подход и системное мышление?
  • Что с точки зрения системного подхода представляет собой система обучения, и о каких её компонентах идёт речь?
  • Какие способы решения этой проблемы существуют?

Этим темам и будет посвящена наша статья.

Далее...

]]>
Thu, 23 Jun 2016 09:19:52 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Проектирование систем обучения. Системный подход

Обзор

Содержание серии конспектов

Приветствую всех читателей блога. Этим постом мы начинаем новую серию конспектов. На этот раз говорить мы будем не о e-learning, точнее не только о e-learning. Мы решили замахнуться на более широкую тему, а именно:

  • на проектирование систем обучения вообще и
  • на использование системного подхода к проектированию в частност

А если ещё точнее, то мы с вами начнём рассматривать модель проектирования, которая, наверняка, уже встречалась многим читателям
- Dick, Carey&Carey.

Содержание поста

В этом посте мы с вами рассмотрим фундамент модели Dick, Carey&Carey, теорию, которая оказала огромное влияние и на педагогический дизайн и на множество других областей науки и бизнеса
– Общую теорию систем.

В посте будут освещены вопросы:

  • Что такое система? Как она устроена и по каким законам существует?
  • Что такое системный подход?
  • Как применяется системный подход в педагогическом дизайне?

Далее...

]]>
Tue, 31 May 2016 09:49:47 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Cимуляции и игры в eLearning]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В очередном и последнем конспекте этой серии мы с вами поговорим о симуляциях и играх - одном из наиболее "модных" современных направлений в обучении. Направление это окружено множеством мифов и предположений. Одни говорят, что игры - наше будущее, что если они ещё и не изменили радикально обучение, то скоро обязательно это сделают, так как поколения Y, Z и последующие только играми и живут. Другие - говорят, что это всё шуточки и бред, что настоящее обучение через игры невозможно и т.д. Мнений множество. В этом же посте мы поговорим не о мнениях, а о фактах. Что наука уже знает об играх в обучении, какие выводы уже можно сделать?


Начнём с определения понятий.

Далее...

]]>
Thu, 14 Apr 2016 16:09:45 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Развитие мыслительных навыков]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Можно ли при помощи eLearning не просто научить кого-то что-то делать, но и научить лучше соображать? Под "лучше соображать" авторы понимают развитие 3 видов мыслительных навыков:

  • креативного мышления - создания новых продуктов и идей
  • критического мышления - оценки продуктов и идей
  • метакогнитивных навыков - способности анализировать свои мыслительные процессы и управлять позновательной деятельностью

Далее...

]]>
Wed, 13 Apr 2016 13:21:02 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Кто рулит?]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В этой части конспекта мы постараемся ответить на принципиально важный вопрос - кто же всё-таки должен руководить прохождением курса: сам ученик или, может быть, разработчик курса или преподаватель?

Далее...

]]>
Wed, 30 Mar 2016 16:22:06 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Совместное обучение в сети]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Для обозначения совместного обучения при помощи информационных технологий  в западной литературе используется аббревиатура - CSCL (Computer-Supported Collaborative Learning)
Под CSCL понимается использование командами от 2 до 5 человек синхронных и асинхронных инструментов в целях, способствующих обучению:

  • создание продуктов,
  • решение учебных задач,
  • обсуждение видео-примеров и др.


Для этого обычно используются следующие типы приложений:

  • блоги и мини-блоги
  • видео-конференции
  • чаты
  • электронная почта
  • форумы
  • социальные сети
  • вики


Но стоит помнить, что технологии сами по себе бесполезны. Важно то, как они будут вписаны в процесс обучения, ведь технологии меняются, а человек учится также, как и тысячи лет назад.

 

Совместное очное обучение активно изучается на протяжении последних 60 лет. Результаты этих исследований достаточно интересны, и вполне применимы и для совместного обучения в виртуальном пространстве и сети Интернет.

Согласно исследованиям, совместное обучение имеет огромный потенциал для повышения качества обучения, но для этого оно должно соответствовать трём основным критериям:

  1. Ученики должны быть взаимозависимы
  2. Должна быть выбрана правильная цель обучения
  3. Между учениками должна быть налажена высококачественная коммуникация

 

Далее...

]]>
Fri, 29 Jan 2016 12:49:22 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Упорядоченная полемика]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Упорядоченная полемика - это методология аргументации собственной позиции, придуманная Johnson and Johnson в 1992 году.

Согласно Johnson and Johnson процесс формирования позиции включает следующие этапы:

  1. Определение противоречия или констатация теории, подтверждённой доказательствами
  2. Констатация альтернативных теорий
  3. Опровержение альтернативных теорий
  4. Выдвижение контр-аргументов к основной теории и их опровержение

 

Далее...

]]>
Fri, 29 Jan 2016 11:39:06 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Пример использования библиотеки TinCanJS]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Введение

 

Наконец-то мы созрели для того, чтобы написать небольшую статью, в которой расскажем как подружить приложения написанные на JavaScript с СДО WebTutor, используя новый стандарт Tin Can API. Статья будет состоять из двух частей. Первая – это небольшой рассказ о том, что такое стандарт Tin Can API и как он устроен, а вторая часть статьи будет посвящена непосредственно практическому применению.

 

Часть 1

 

Что такое Tin Can API?

 

Первая вещь, которую обязательно надо знать! Tin Can API, Experience API, xAPI — это три разных названия одного и того же стандарта. В этой статье мы будем использовать термин Tin Can API, так как разработчики-основоположники из Rustici Software используют именно этот термин. Если вам любопытно, почему возникло несколько названий одного стандарта, то узнать можно тут Tin Can API | xAPI.

 

Вторая вещь, которую важно знать, это то, что стандарт Tin Can API разрабатывался компанией Rustici Software по заказу ADL («хранители» SCORM), в рамках проекта по созданию нового стандарта электронного обучения. Поэтому, когда Tin Can API называют стандартом SCORM следующего поколения – это правда.

 

Зачем же нам новый стандарт, если есть классический и широко распространенный стандарт SCORM? Достоинства SCORM не вызывают никаких сомнений, но давайте рассмотрим ограничения, которые в нем существуют. На самом деле ограничение одно – при использовании SCORM учебными материалами могут выступать только курсы, разработанные по стандарту SCORM и предварительно загруженные в СДО (система дистанционного обучения). Это значит, что если мы хотим разрабатывать учебные материалы, которые должны использоваться в СДО, то необходимо соблюдать требования, которые накладывает SCORM на их структуру. Одно то, что учебные материалы должны быть написаны на языке JavaScript чего стоит! Получается, что мы не можем использовать в СДО, например, интерактивные или мобильные приложения, разработанные на других языках программирования. А как быть с учебными активностями, например, лекциями, семинарами, вебинарами? Можно ли из них создать электронный курс? Стандарт SCORM не дает такой возможности.

 

И вообще, человек может учиться везде и всегда, взаимодействуя с огромным количеством источников информации и другими людьми. Почему бы нам не учитывать любые возможности получения знаний в СДО? Видимо это был как раз тот вопрос, который и привел в итоге к созданию Tin Can API. Итак, Tin Can API – новый стандарт в электронном обучении, который позволяет собирать и передавать информацию о ЛЮБОМ обучении человека/сотрудника/студента.

 

 

Далее...

]]>
Tue, 13 Oct 2015 16:05:06 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Вебинар «Метод Information Mapping» от 16.06.2015]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

6 июня 2015 года состоялся вебинар, в котором шла речь об основах метода Information Mapping. На вебинаре мы постарались детально рассмотреть основные инструменты метода и этапы их применения.

По отзывам участников, вебинар отлично дополняет наши более ранние статьи по этой теме.

Желаем приятного просмотра:

]]>
Fri, 10 Jul 2015 15:02:11 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Методология разработки документации Information Mapping]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Введение

 

Information Mapping – научно обоснованный метод создания понятной и ориентированной на пользователя информации, который учитывает потребности целевой аудитории и цели информации.

 

Научная основа

 

Information Mapping был разработан в 1965 году профессором Робертом Хорном (Robert E. Horn), когнитивным психологом Гарвардского и Колумбийского университетов. Он предназначался для наглядного представления информации, ее анализа и упрощения для восприятия. За 50 лет существования эта методика успешно прошла проверку временем и прогрессом – её уже взяли на вооружение тысячи организаций в более чем 40 странах мира.

 

В основе Information Mapping лежат:

  • теория обучения
  • когнитивная психология
  • годы практического применения

Модульная структура информации

 

Документы, написанные в соответствии с требованиями Information Mapping, обладают модульной структурой. Фактически, они состоят из четко разделенных информационных единиц (Карт и Блоков), объем информации в которых не превышает объем, который может усвоить пользователь. Этим они отличаются от привычных нам разделов и параграфов.

 

Далее...

]]>
Sat, 23 May 2015 16:25:17 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Интегрированная информационно-обучающая система]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Недостатки технической документации как учебного пособия

 

Техническая документация – наиболее достоверный источник информации об изделии. Она учитывает все конструктивные особенности и связанные с ними особенности эксплуатации и ремонта. При обучении технических специалистов документация широко используется в качестве учебного пособия, так как часто кроме поставляемой вместе с изделием документации никакой другой дополнительной информации просто нет.
Но полноценным учебником техническая документация стать не может, и для этого есть ряд причин:

  1. Учебник имеет методически правильную структуру, благодаря которой материал выстроен от простого к сложному, а пройденный материал повторяется по мере изучения нового.
  2. Руководства, как правило, не содержат в себе дополнительных разъясняющих материалов, необходимых для понимания изложенной информации.
  3. Учебники содержат в себе инструменты оценки и управления обучением: тестовые вопросы, задачи и обратную связь – ответы и рекомендации.

Даже при использовании интерактивной электронной документации большая часть причин, перечисленных выше, остается актуальными.

 

Далее...

]]>
Wed, 22 Apr 2015 10:27:58 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Практические задания]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В очередных постах речь пойдет о практических заданиях в дистанционном обучении и о наиболее часто встречающихся их видах. Рассмотрим, что такое осознанная практика, и почему только такой вид деятельности способствует развитию знаний и навыков. Рассмотрим основные принципы, позволяющие перенести осознанную практику в электронный формат:

  1. Принцип достаточности объема практики
  2. Принцип отражения реальной деятельности
  3. Принцип эффективной обратной связи
  4. Принцип распределения практики между учебными событиями
  5. Использованию принципов мультимедиа в практических заданиях
  6. Принцип постепенного перехода от примеров к практике

Вся информация о практических задания разделена на 2 части:

]]>
Tue, 21 Apr 2015 12:17:50 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Примеры в eLearning]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В этом посте пойдет речь об одном из самых эффективных инструментов в обучении вообще и в дистанционном обучении в частности — о примерах.

 

Современная теория обучения говорит о том, что ученик усваивает новые навыки, как бы заимствуя их у других. Проходит путь от простого повторения действий до построения собственной ментальной модели процесса. Правильно построенные примеры позволяют облегчить этот процесс как для навыков, предусматривающих выполнение жестко формализованных операций, так и для «мягких» навыков, порядок и содержание действий в которых жестко формализовать невозможно.О том, как заставить примеры работать правильно читайте далее

]]>
Mon, 10 Nov 2014 14:18:49 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Мультимедия. Принципы персонализации, разделения на части и предварительного обучения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В этом посте мы рассмотрим очередные и заключительные принципы представления мультимедиа информации в электронных курсах:

  • принцип персонализации, который говорит о том, что материал усваивается лучше, если ученик будет воспринимать курс не как источник информации, а как реального собеседника;
  • принцип сегментации и предварительного обучения, который советует разбивать информацию на маленькие, легко усваиваемые блоки.

Перейти к посту вы можете по ссылке

 

Предыдущие посты по этой теме:

 

Принципы мультимедиа. Часть 1

 

Принципы мультимедиа. Часть 2

]]>
Fri, 07 Nov 2014 14:24:07 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Принципы мультимедиа. Принципы смежности и модальности]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Мультимедиа — основной источник информации в электронных курсах, именно поэтому очень важно использовать ее правильно. В данном посте мы начинаем рассматривать основные принципы эффективного и рационального использования текста, иллюстраций, анимация и аудио-материалов. В каких случаях лучше использовать анимации, а когда — отказаться от них в пользу иллюстраций? В каких случаях лучше использовать аудио-текст, а когда — печатный? На эти и некоторые другие вопросы, вы найдете ответ в данной статье .

]]>
Tue, 28 Oct 2014 14:26:03 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Мультимедиа. Принципы избыточности и обоснованности]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Продолжаем разговор о принципах мультимедиа в дистанционном обучении. Эта статья посвящена еще двум важным принципам:

  • принципу избыточности, говорящему о том, что нельзя дублировать печатный текст на экране его аудио-вариантом и
  • принципу обоснованности, наверное, одному из самых важных в этой книге, после изучения которого вы поймете почему важно тщательно относиться к выбору материала для электронного курса.

Подробности далее

]]>
Fri, 10 Oct 2014 14:28:20 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Что такое e-Learning]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Технологии передачи информации стремительно меняются: телеграф сменился радио, после радио пришло телевидение, которое сейчас постепенно вытесняется интернетом.

 

Радио и телевидение оказали свое влияние и на процесс обучения, дав возможность использовать аудио- и видео-информацию в учебном процессе, записывать и просматривать записи учебных занятий и т.д. С появлением компьютеров и интернета появилась возможность добавить учебным материалам ранее невиданной интерактивности: предоставить ученику немедленную обратную связь по ходу изучения материала, дать ему возможность обсудить информацию с коллегами и экспертами, даже если они находятся за тридевять земель. Не использовать эти возможности было бы глупо — так появился eLearning.

 

В этом посте мы рассмотрим что же такое e-Learning, как он работает, для чего он используется и насколько эффективен. Читать далее

]]>
Mon, 16 Jun 2014 14:43:47 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[eLearning and the Science of Instruction. Как люди учатся. Когнитивная теория]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В последнее время среди разработчиков электронных курсов разгораются нешуточные споры на тему технологий в обучении. Кто-то утверждает, что все проблемы обучения решит геймификация, так как современное молодое поколение не представляет себя без компьютерных игр, кто-то больше склоняется к инфографике, так как она понятнее и нагляднее. Одни считают, что обучение можно свести к чтению слайдов, другие слайды не признают вообще. Кто же прав?

 

В этой статье мы рассмотрим когнитивную теорию — современное представление о процессе получения учеником новых знаний и ее применение для электронных курсов.

 

Читать далее…

]]>
Mon, 16 Jun 2014 14:32:25 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Почему мы получаем удовольствие от компьютерных игр]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Вольный пересказ наиболее интересной, на мой взгляд, информации из книги Raph Koster «A Theory of Fun for Game Design».

 

Теория удовольствия

 

Игры — уникальный феномен. Видов игр тысячи, заядлых игроков — многие миллионы. Наверное, не найдется ни одного человека, который бы никогда не играл в игры и не получал от них удовольствия. В то же время не все игры одинаково увлекательны, одни «цепляют» сильно и надолго, другие неинтересные для большинства. Почему так происходит? В чем разница между хорошей и посредственной игрой? И отчего зависит количество удовольствия от игры?

 

Ответы на эти вопросы дали исследования работы головного мозга. Оказалось, что мозг — это совершенная фабрика по производству шаблонов поведения. В погоне за энергоэффективностью, он пытается снизить объем активной мыслительной деятельности — автоматизировать простые и рутинные операции, чтобы в дальнейшем выполнять их без раздумий — по шаблону. Благодаря этому, мы можем, например, так и не вспомнить, что же конкретно мы делали сегодня утром до того, как выпили кофе на работе, выключили ли мы свет в квартире и закрыли ли дверь на ключ. Все эти действия мы выполняли по готовому алгоритму, не уделяя им особого внимания.

 

Далее...

]]>
Fri, 24 Jan 2014 10:31:45 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Designing Successful E-learning. Часть 7. Адаптация полученных знаний и навыков]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Завершение электронного курса вовсе не означает окончания всего процесса обучения. Ученикам еще предстоит научиться применять полученные знания и навыки на практике, окончательно сформировать новый шаблон поведения. Если же новые навыки так и не найдут применения в повседневной деятельности, значит мы не будем иметь право считать обучение успешным.

 

Существует несколько способов, помогающих адаптировать новые знания к повседневной деятельности:

 

Далее...

]]>
Fri, 09 Aug 2013 08:32:53 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Взаимодействие S1000D и SCORM]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).

 

Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.

 

В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.

 

Далее...

]]>
Tue, 30 Jul 2013 08:45:31 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[SCORM]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Наиболее распространенным нормативным документом в области обучающих систем в настоящее время является стандарт SCORM.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

На данный момент последняя версия стандарта — это SCORM 2004. Текст стандарта находится в свободном доступе на сайте http://www.adlnet.gov .

 

Общие принципы, на которых построен SCORM можно описать следующими тезисами:

 

Далее...

]]>
Sat, 20 Jul 2013 09:06:32 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Общие сведения об автоматизированных обучающих системах]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Все более заметна тенденция к постоянному повышению скорости обновления знаний. Для современно сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее он начнет приносить необходимый результат в своей работе. Для этого необходимы средства, обеспечивающие мобильность знаний, упрощающие и повышающие оперативность доступа к ним.

 

Одним из направлений повышения эффективности обучения, усвоения информации и сокращения затрат на сам процесс обучения является разработка и использование автоматизированных обучающих систем (АОС).

 

В настоящее время применяется множество терминов, обозначающих автоматизированную обучающую систему, которые, по сути, являются аналогичными. Наиболее распространенными из них являются:

  • система дистанционного обучения (СДО);
  • автоматизированная система дистанционного обучения (АСДО);
  • автоматизированная система обучения (АСО);
  • обучающая программа;
  • обучающая система и ряд других, менее распространенных понятий из области электронного обучения.

Для пояснения общего смысла перечисленных выше терминов можно привести следующее определение.


Автоматизированная обучающая система – это комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих предоставление обучаемым изучаемого материала, проверку знаний обучаемых, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

Практически все современные АОС поддерживают стандартизованные способы работы с данными, регламентированные стандартом SCORM .

]]>
Wed, 10 Jul 2013 11:18:38 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Designing Successful E-learning. Часть 6. Мотивирующие учебные события]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 1. Введение

 

Мотивация — это замечательно. Человек, у которого есть мотивация, всегда полон оптимизма и стремления учиться, развиваться, добиваться поставленных целей. А вот человека, у которого ее нет, растормошить очень и очень сложно. И все потому, что мотивация очень плохо поддается влиянию извне. Многие преподаватели даже считают, что тот уровень мотивации, с которым ученик пришел на занятие — это все, чего можно от него добиться, но это не всегда так.

 

У мотивации есть очень опасный враг – скука. Именно поэтому одна из самых важных задач педагогического дизайнера –сделать курс как можно более интересным и увлекательным. Только так можно добиться от ученика максимума внимания и усердия.

 

На основе собственных наблюдений M. Allen сформулировал 7 основных правил мотивации – «7 магических ключей», которые мы рассмотрим далее. Сразу стоит сказать, что вряд ли возможно совместить все эти правила в одном курсе, но даже, если удастся использовать 2 из них – это будет очень хорошо, а если 3 – просто отлично.

 

Все 7 правил можно разделить по четырем категориям:

 

 

Далее...

]]>
Tue, 02 Jul 2013 11:37:17 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Книга Designing Successful E-learning. Часть 5. Запоминающиеся учебные события]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 /download_file.html?file_id=6208009433213380895 При стандартной схеме обучения, включающей трансляцию информации и заключительный тест, ученик запоминает информацию, как правило, только до момента тестирования, после чего она беспрепятственно улетучивается. Для эффективного электронного курса, этого, конечно, недостаточно. Давайте вкратце рассмотрим способы, позволяющие сделать более запоминающимися основные составляющие учебного события: контекст, задачи, активность и обратную связь.

 

1 Введение

 

1.1 Запоминающийся контекст

  • Использование жесткой сюжетной линии, с элементами напряженности, необычными ситуациями, юмором и драматическими моментами;
  • Использование захватывающих медиа: взгляд с необычной точки зрения, интересные иллюстрации, анимации и аудио;
  • Схематическое изображение абстрактных понятий и следствий из них;
  • Использование приемов и техник, облегчающих запоминание (мнемоники/мнемотехники), помощь ученикам в составлении их собственных мнемоник.

1.2 Запоминающиеся задачи

 

Далее...

]]>
Tue, 11 Jun 2013 11:11:34 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Designing Successful E-learning. Часть 4. Значимые учебные события]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Как было сказано в предыдущем посте этого цикла, каждое учебное событие должно быть Значимым, Запоминающимся и Мотивирующим . В то же время каждое учебное событие должно включать в себя контекст, активность, задачу (вызов) и обратную связь.

puzzle_1

 

В этом посте мы поговорим о том как сделать учебное событие ценным для учеников, сделав ценными все четыре его составные части.

 

 

Далее...

]]>
Thu, 21 Mar 2013 11:49:23 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Designing Successful E-learning. Часть 3. Фундамент курса]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 DSE_thumb1 Прежде чем браться за разработку курса, автор предлагает выполнить некоторую подготовительную работу, а именно:

 

— определить основные потребности и возможности, целевую аудиторию, поведение, которое необходимо изменить;
— определить цели курса;
— определить примерное содержание учебных событий.


Рассмотрим каждое из действий в отдельности.

 

Определение основных потребностей и возможностей

 

Первое, что необходимо сделать — провести небольшое исследование, в ходе которого определить:

  1. Проблему, которую предстоит решить;
  2. Лиц в организации, ответственных и заинтересованных в ее решении, а также предметных экспертов;
  3. Причину проблемного поведения.

 

Далее...

]]>
Tue, 26 Feb 2013 12:15:51 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Designing Successful E-learning. Часть 2. Этап, предшествующий обучению]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Этот этап очень часто игнорируют, а зря — за счет правильной организации мероприятий есть возможность существенно повысить эффективность всего курса. Для этого следует:

  • в доступной и понятной форме объяснить сотрудникам, какие преимущества даст им обучение;
  • дать им возможность самостоятельно оценить свое текущее состояние и возможности, объяснить каким образом на них повлияет изменение поведения;
  • установить связь с сотрудниками, которые ранее проходили подобное обучение, предоставить возможность обучаемым пообщаться с ними по поводу плюсов, минусов и результатов обучения;
  • подтолкнуть сотрудника к публичным обещаниям;
  • предоставить всевозможную помощь для преодоления первых стадий изменения поведения.

Как вы понимаете, такие мероприятия не под силу программному продукту, к их выполнению должны быть привлечены непосредственные руководители сотрудников, HR и т.д. Решить вопрос обучения малыми силами не получится.

 

Далее...

]]>
Sat, 26 Jan 2013 12:20:06 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Книга Designing successful e-learning. Часть 1. Цель — Изменение поведения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 DSE Решил поделиться своими записями, сделанными при прочтении книги M.Allen — Designing successful e-learning.

 

Автор предлагает ознакомиться с его собственным подходом к созданию электронного курса, сложившимся за многие годы практики, основанным как на результатах проводимых исследований в разных областях психологии, так и на постулатах теорий обучения — бихейвиоризма, когнитивизма и конструктивизма. Итак, начнем.

В основе подхода М. Аллена лежит утверждение о том, что цель электронного курса — не просто получение знаний, а прежде всего изменение поведения человека, при котором он будет активно использовать новые знания и навыки.

 

Далее...

]]>
Wed, 23 Jan 2013 12:34:42 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[3D в CourseLab]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Недавно мы сделали еще один маленький шажок на пути к сближению процессов разработки технической документации и обучающих курсов. В этом нам помогло приложение Deep Exploration (сейчас оно называется SAP Visual Enterprise Autor ).

 

Приложение изначально предназначено для разработки графики на основе 3D моделей. На наш взгляд, оно является одним из самых функциональных и удобных приложений в своем классе: оно практически всеядно — отлично работает с моделями, как выполненными в системах автоматизированного проектирования, так и других прогрммах для создания 3D графики (например 3dsMax). На выходе можно получить 2D иллюстрации и 3D анимации отличного качества, вполне подходящие для любой технической документации (руководства по эксплуатации и ремонту, различные инструкции по сборке-разборке и т.д.).

 

 

Далее...

]]>
Thu, 06 Sep 2012 15:46:02 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Механизмы памяти. Основные сведения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Какой путь проходит информация, прежде чем закрепиться в памяти? Давайте посмотрим.

 

Память условно делят на три части:

  • оперативную
  • кратковременную
  • долговременную.

Сначала, вся информация попадает в оперативную память. Там она хранится в среднем 5 — 20 секунд. Если за это время мы хотя бы раз используем эти сведения: повторяем, обдумываем, пересказываем, то они переходят в кратковременную память. Нет – исчезают.

 

Далее...

]]>
Fri, 23 Mar 2012 14:05:47 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Как сделать текст живым?]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Здравствуйте, уважаемые читатели!

 

Недавно мне в руки попала книга Н.Галь “ Слово живое и мертвое ”. Интересная книга, которая помогла мне взглянуть на свою работу по-новому. Я узнал много интересного и спешу этим поделиться!

 

Текст – это наше все. От того, как он написан, зависит “зацепит” курс пользователя или нет, поймет учащийся тему или просто посмотрит картинки. Но все чаще встречаются тексты, читать которые невозможно, настолько они сухие и запутанные. Убивает их болезнь, метко названная “ Канцелярит” . Взглянем на ее симптомы:

 

Далее...

]]>
Thu, 15 Mar 2012 14:20:24 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Качественная графика позволяет ускорить и улучшить понимание информации!]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В заголовке данной статьи вы видите, казалось бы, очевидное утверждение, которое мы слышим очень часто. Но, несмотря на всю его очевидность, меня постоянно интересует, как влияет качество графической информации (или вообще графическая информация) на различные аспекты, связанные с ее восприятием.

 

И вот недавно нашел еще несколько интересных цифр, которые позволяют оценить влияние графики на восприятие информации и результаты, зависящие от уровня ее восприятия.

Обратите внимание на рисунок На плакате написано: « Мозгу проще обрабатывать информацию, представленную в виде изображений, чем в виде слов или цифр ». И рядом приведены некоторые подтверждающие цифры, взятые из авторитетных источников. Давайте попробуем перевести эти утверждения.

 

Далее...

]]>
Fri, 20 Jan 2012 16:00:38 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[E-learning в автомобильной отрасли]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 На прошлой неделе компания Towards Maturity опубликовала результаты исследования, касающиеся внедрения, использования и эффективности e-learning в автомобильной отрасли . Я ( от имени автора оригинальной статьи ) в начале своей профессиональной деятельности (с 1997 по 2000 год) успел поработать в этой сфере . До сих пор помню множество очных тренингов и обучающих видео по технической поддержке, которые в то время показывали с помощью VHS магнитофонов. Поэтому мне было особенно интересно узнать, что скажут исследования об обучающих технологиях, используемых в отрасли сегодня.

 

Сам доклад вы можете скачать здесь .

 

Ниже приведены основные тезисы доклада:

 

Далее...

]]>
Wed, 07 Dec 2011 14:28:48 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Краткий обзор конференции WebSoft 2011]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Как уже упоминалось на нашем сайте , 28 октября 2011 года завершилась конференция клиентов и партнеров компании WebSoft «Лаборатория идей 2011».

 

Мне и моему коллеге – Денису Якореву, посчастливилось принять непосредственное участие в данном событии.

 

Попробую дополнить и развить отдельные важные мысли, прозвучавшие на конференции.

 

Итак, мысль первая:

 

1. Обучение должно быть максимально адаптировано под особенности обучаемого.

 

Суть адаптивной модели обучения уже была затронута в одной из статей нашего ресурса. Идеальным развитием данной модели является представление учебного контента не в виде набора некоторых элементов (учебных модулей, блоков и т.п.), а в виде непрерывной последовательности.

 

Далее...

]]>
Tue, 08 Nov 2011 14:38:13 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Виджеты для Adobe Captivate. Передаем статус вопроса.]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В одной из публикаций мы уже рассматривали вопрос перадачи данных из Adobe Flash в Adobe Captivate о состоянии приложения. В тот раз речь шла о интерактивном виджете, сегодня же, мы с вами поговорим о виджете-вопросе.

 

Основные сведения

 

Виджет вопрос может находиться в двух основных состояниях: “ответ на вопрос завершен” либо “ответ на вопрос продолжается”. Если ответ на вопрос не завершен, то независимо от правильности ответов, при нажатии на кнопку Submit появится желтое (настройки по умолчанию) окно с надписью “You must answer the question before continuing” (Вы должны ответить на вопрос перед тем, как продолжить) . Если же ответ завершен, то в зависимости от ответа могут появится окна с надписью об успехе (зеленое), либо об ошибке (красное).

 

Далее...

]]>
Thu, 13 Oct 2011 16:46:12 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Виджеты для Captivate. Как обращаться к переменным Captivate через виджет.]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 equation Если вы хоть раз делали в Captivate проект, отличный от простого перелистывания слайдов, то наверняка знаете, насколько важны переменные. Переменных в Captivate много и они разные.

Можно выделить 2 основные группы:

  • системные переменные;
  • пользовательские переменные.

Системные переменные предназначены для управления проектом и получения о нем всей необходимой информации. Пользовательские переменные создаются разработчиками курсов для решения текущих задач. Обращаться к переменным внутри редактора Captivate несложно, а вот как сделать их доступными для внутреннего кода виджета?

 

Далее...

]]>
Fri, 23 Sep 2011 16:51:07 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Adobe Captivate + Adobe Flash. Как сделать виджет?]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Каптивейт Флеш Рано или поздно стандартных инструментов быстрой разработки курсов становится мало. Речь, конечно же, идет не о количестве инструментов, а о их качестве. Для простых слайдовых курсов, курсов с несложной навигацией и интерактивностью стандартного инструментария может быть более чем достаточно, а вот если захотелось чего-нибудь эдакого…. Как правило, в этом случае на помощь приходит Flash. И сразу же возникает вопрос, каким образом согласовать его работу с редактором курсов?
  1. Как сделать так, чтобы flash-приложение обменивалось данными с электронным курсом?
  2. Как сделать так, чтобы flash-приложение обменивалось данными с LMS?
  3. Как сделать так, чтобы flash-приложение управляло прохождением курса?
  4. Как сделать из flash-приложения полноценный вопрос?

 

Далее...

]]>
Fri, 23 Sep 2011 16:41:58 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Графика для электронных курсов. Почему 3D]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 3D Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу “ Курс в 3D ”? Уверен, что вам обязательно придут на ум такие мысли как “это очень дорого” или “много денег, мало толку”. Да, вы отчасти правы, но только отчасти. Давайте рассмотрим направления , в которых 3D ведет не только к повышению эффективности обучения , но и к существенной экономии .

Для начала давайте разберемся почему же сложился стереотип о дороговизне курсов с 3D.

 

Конечно же, вы не раз встречались с учебными курсами, где буквально вся графика выполнена с использованием 3D моделей: обстановка локаций, персонажи и т.д. Смотрится здорово, не правда ли? Все понятно, наглядно, но есть одно но… Насколько это нужно? Возможно ли было сэкономить на моделировании, используя текстовые описания, фотографии, клипарты и т.д., существенно не потеряв при этом в качестве учебного материала ? Если ответ положительный, то смело можно утверждать, что, в данном случае, 3D графика непосредственно не связана с темой и задачами курса, а значит ее использование не совсем оправдано.

 

Далее...

]]>
Tue, 20 Sep 2011 08:35:38 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Дизайн текстовой информации]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 textdesign Еще один перевод статьи известного зарубежного пед.дизайнера Connie Malamed. Да простит мне автор столь вольный перевод.

 

Вы можете каждый день использовать принципы информационного дизайна, но при этом ничего о нем не знать. Основная задача информационного дизайна — преобразование сложной, неорганизованной и неструктурированной информации в понятную и легко-доступную форму. Знакомо звучит?

Информационный дизайн — понятие комплексное. Он связан как с визуальным представлением информации, так и со структурой и организацией контента, применимостью информации и способами ее использования. Соблюдении всех норм информационного дизайна сделает передачу информации простой, доступной, удобной, и в нашем случае, подходящей для обучения. Ниже приведены принципы оформления текста, которые, на мой взгляд, полезны для педагогических дизайнеров.

 

Далее...

]]>
Mon, 19 Sep 2011 12:14:44 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Мастер класс по написанию текстов]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Работа с текстом Сегодня нашел в интернете интересную статью , посвященную особенностям написания текстов для электронных курсов. Публикую здесь свой вольный перевод.

Как начинающий педагогический дизайнер, я был поражен количеством и широтой текстов, которые требовались в данной области. Годами мне приходилось писать экранные тексты, сценарии для аудио и видео материалов, тренингов, маркетинговые и справочные материалы, технические описания и т.д. Все это время я заполнял пробелы в моем образовании с помощью дополнительных тренингов, специальных книг и других источников.

 

Далее...

]]>
Wed, 31 Aug 2011 09:09:48 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Работа с текстом. Как сделать сообщение понятным и запоминающимся]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 SUCCESS Как же иногда мы любим все усложнять . Частенько приходится сталкиваться с текстами, в которых из-за заумных слов и перегруженных предложений приходится разбираться ну просто очень долго. Особенно обидно, когда смысла во всем тексте не наберется и на абзац. Частенько этим грешат научные работы.

Для кого пишут такие тексты? Я так думаю, что далеко не каждый станет корпеть над книгой со словарем, пытаясь дойти до сути. Ну и конечно же такие вещи не стоит допускать при разработке учебных курсов. Думаю, что в 80% случаев пользователь просто потеряет всякий интерес к курсу, на чем обучение и закончится.

 

Я немного покопался в интернете и нашел интересный материал о том, как сделать текстовое содержание курса максимально понятным и запоминающимся .

 

Далее...

]]>
Fri, 19 Aug 2011 15:50:15 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Передача данных из Flash в Captivate]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В дополнение к предыдущему посту о передаче данных из Flash-приложения в CourseLab публикую информацию о передаче данных из Flash в другое широко используемое в e-learning приложение – Adobe Captivate.

 

Play

 

Здесь вы можете скачать это видео.

 

А здесь вы можете скачать исходник для Flash с кодом.

]]>
Thu, 04 Aug 2011 14:55:44 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Передача данных из Flash в CourseLab]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой, с которой, наверное, так или иначе сталкивается каждый разработчик электронных курсов – передачей данных из Flash. Поломав голову, решение мы все же нашли и поделились им с общественностью.

 

Однако, не все разработчики смогли освоить наше решение по текстовому описанию. Поэтому я подумал сделать небольшой видео-курс, в котором бы пошагово показывалась правильная последовательность действий.

 

Итак, начнем:

 

Шаг 1. Создаем кнопку в Adobe Flash и назначаем ей код на языке Action Script 2.0

 

Далее...

]]>
Thu, 04 Aug 2011 12:19:20 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Проблемы выбора СДО]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Уважаемые коллеги!

 

Как вы знаете, функционал современных систем дистанционного обучения (СДО) уже давно вырос из рамок управления дистанционным обучением и продолжает охватывать все новые и новые области управления персоналом. В некоторых СДО уже появилась возможность автоматизации оценки персонала 360, оценки повседневной деятельности сотрудников, управления талантами и т.д.

 

С появлением у систем новых возможностей, растет и путаница среди заказчиков: при выборе СДО очень сложно охватить всю номенклатуру характеристик системы, а тем более сравнить несколько систем между собой. Положение усугубляется еще и тем, что у каждого из разработчиков свой взгляд на структуру разрабатываемого продукта. Соответственно перед заказчиками встает вопрос: как понять насколько конкретная СДО удовлетворяет его потребностям? Мы попытались разобраться с этим вопросом.

 

Далее...

]]>
Sat, 16 Jul 2011 16:06:28 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Отечественные системы дистанционного обучения (СДО)]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 image Сегодня на российском рынке представлено достаточно много различных систем дистанционного обучения. Однако, данных относительно их функционала, возможностей, удобства и других важных параметров в открытых источниках почти не найти. В свое время нашей компании пришлось выбирать какую СДО предлагать клиентам . Понятно, что гораздо легче предлагать систему, в возможностях которой уверен, поэтому нам пришлось провести анализ рынка отечественных систем дистанционного обучения .

 

Почему именно отечественные СДО? Дело в удобстве. Заказчики бывают разные, соответственно и их потребности также разные. Найти СДО, удовлетворяющую все их желания, невозможно, а вот доработать уже существующую под конкретного заказчика вполне реально. И вот тут выявляется основное преимущество отечественных разработчиков – они всегда «под рукой» и могут выполнить подобную задачу за приемлемое время . Согласитесь, очень удобно.

 

Далее...

]]>
Tue, 31 May 2011 10:10:37 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Модели обучения автоматизированных обучающих систем]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Как правило модели обучения не зависят от способа реализации учебного процесса: будь то очное обучение или обучение с использованием автоматизированных обучающих систем (далее “обучающих систем”).

 

Ключевое отличие использования обучающей системы состоит в максимальной адаптивности модели обучения под требования обучаемого.

 

Для того, чтобы продолжить анализ моделей обучения, предлагаю определиться с терминологией. Итак…

 

Модель обучения — схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся.


Адаптивность – это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя.


Адаптируемость системы – это возможность пользователя изменять структуру и параметры системы.

 

 

Далее...

]]>
Mon, 30 May 2011 09:46:10 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Электронные учебные стенды]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Те, кто учился в учебных заведениях технической направленности, безусловно, знают, что такое учебные стенды. Учебные стенды являются одним из видов технических средств обучения и представляют собой набор взаимосвязанных компонентов какой-либо системы или устройства, имитирующий часть ее функционала.

 

Подобные стенды долгое время являлись одними из наиболее наглядных средств обучения. В отличие от бумажных учебных пособий они позволяли обучаемым воочию увидеть устройство сложных систем , пусть и в очень упрощенном виде, и принцип их действия . Учебные стенды также позволяли формировать определенные навыки работы с такими системами. Однако, они имели и существенные недостатки , связанные со сложностью разработки, дороговизной и ограниченной функциональностью. С развитием информационных технологий, появилась альтернатива подобным техническим средствам обучения, которая стала гораздо доступнее и более функциональнее . Она получила название “электронные учебные стенды”.

 

Далее...

]]>
Tue, 10 May 2011 09:59:36 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Суть дистанционного обучения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Суть дистанционного обучения Признавая всю «человечность» традиционной системы обучения и всю «неестественность» индустриального дистанционного обучения, оно является единственно возможным в эпоху социального заказа на высокий уровень образовательной подготовки населения в целом

 

Peters O. Founding The Open Universities.
New Delhi, Sterling Publishers Private, Ltd., 1997

 

Как же определить самое существенное и основополагающее в дистанционном обучении? Непростой вопрос, как мне кажется. Но что самое главное – сугубо индивидуальный. Каждый сам определяет для себя выбор способа обучения, а также достоинства и недостатки конкретного учебного процесса.

 

Далее...

]]>
Tue, 26 Apr 2011 11:18:59 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра…]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 49 Ни для кого не секрет, что обучение в нашей стране на изломе. Одни бегут вровень, а кто-то и немного впереди паровоза, но значительная часть консервативно настроенных преподавателей, учителей, инструкторов и т.д. по прежнему держатся устаревших, “проверенных временем” подходов.

 

Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности.

 

Бумажное прошлое

 

Начнем рассмотрение вопроса с периода, непосредственно предшествовавшего эпохе всеобщей компьютеризации.

 

Стоит отметить, что учебные материалы, предназначенные для технических специалистов, непосредственно зависят от устройства оборудования, с которым им предстоит работать. Поэтому единственным источником получения достоверной и полной информации, на тот момент, являлась конструкторская документация. Мало кто знает, что под конструкторской документацией понимается не только гора чертежей и спецификаций, но также и такие документы, как руководство по эксплуатации, ремонту, техническое описание изделия и некоторые другие, которые часто используются специалистами вместо учебников.

 

Далее...

]]>
Wed, 13 Apr 2011 11:45:09 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Преимущества и недостатки дистанционного обучения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Введение

 

Много слов уже сказано в пользу дистанционного образования, и, наверное, не меньше о недостатках подобной формы обучения. Цель данной статьи — узнать насколько вескими являются причины внедрения дистанционного обучения в нашу повседневную жизнь . Проанализировать вопросы, которые, может быть, никогда не позволят уровнять очную и дистанционную форму обучения.

 

Так ли это? Давайте разберемся.


В начале статьи я хотел бы сказать несколько слов о том, почему мне не просто интересны вопросы достоинств и недостатков обучающих систем, но и я могу судить об этом с некоторой долей объективности. Причины следующие:

 

  • длительное время занимаюсь разработкой электронных учебных курсов и внедрением обучающих систем;
  • помимо различных небольших дистанционных курсов не так давно я завершил дистанционное обучение по профилю MBA, которое продолжалось более 2-х лет.

 

 

Далее...

]]>
Tue, 12 Apr 2011 12:11:35 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Электронные курсы для технических специалистов]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 «Что же касается инженеров и квалифицированных рабочих, необходимо признать, что сейчас, как и в предшествующие годы, наблюдается реальный дефицит квалифицированного персонала с техническим образованием и необходимым опытом. Поэтому при модернизации производств часто получается, что работать на новом оборудовании просто некому

(Выдержка из статьи кадрово-правового агенства « Эксперт «)

 

Уважаемые коллеги, вы никогда не обращали внимание на то, как мало на рынке представлено курсов для технических специалистов ? Есть для продавцов, банковских работников, менеджеров по персоналу, но практически нет для специалистов по эксплуатации, ремонту, операторов станков и машин – всех тех, в ком так остро нуждается наша промышленность.

 

Далее...

]]>
Fri, 08 Apr 2011 12:39:17 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Классификация обучающих систем]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В сети Интернет можно найти различные классификации обучающих систем (систем дистанционного обучения (СДО)), а также технологий, лежащих в их основе. Однако с точки зрения логики не все подобные классификации могут быть полностью применимы к обучающим системам.

На основе определений обучающих систем и процесса обучения , которые были приведены ранее, можно сделать вывод, что обучающая система – это совокупность программно-технических средств, предназначенных для сокращения степени участия человека в процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

Из найденных классификаций для анализа были отобраны следующие:

На основе анализа вышеперечисленных источников, а также собственного представления об обучающих системах мы постараемся сформировать классификацию, которая будет учитывать достоинства и недостатки существующих.

 

Далее...

]]>
Fri, 01 Apr 2011 12:55:36 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Технические средства обучения сегодня]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720

 

3_thumb8

Руководитель при организации обучения непременно сталкивается сталкивается с вопросом: “Как сделать обучение наиболее эффективным, но при этом отнимающим минимум времени и средств?” .

 

Решением данного вопроса, несомненно, является применение современных подходов как к формированию содержания обучения, так и к форме его проведения. Рациональное сочетание этих двух факторов позволяет обеспечить наглядность учебного материала и максимальную вовлеченность обучаемого в процесс, а значит – существенно повысить эффективность обучения.

 

В данной статье мы не будем касаться вопросов формирования содержания обучения, а рассмотрим средства, с помощью которых оно будет донесено до обучаемых в полном объеме, а именно технические средства обучения .

 

Далее...

]]>
Fri, 01 Apr 2011 09:04:35 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[WebTutor. Что это такое?]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В первую очередь WebTutor можно рассматривать как систему дистанционного обучения. Но если остановиться на данном определении, то будут опущены другие возможности, которые предоставляет данная система своим пользователям.

 

Наиболее точное определение системы и описание ее общего предназначения дано в технической документации.

 

Комплексная система для обучения, оценки, развития и подбора персонала WebTutor предназначена для автоматизации бизнес-процессов, связанных с процедурами подбора, тестирования, обучения, оценки и развития персонала.
WebTutor может быть использован:

  • компаниями при проведении процедур оценки, обучения и тестирования своих сотрудников, для создания программ развития персонала, а также для автоматизации работы внутрикорпоративного учебного центра;
  • различными обучающими организациями или учебными центрами, продающими свои услуги по обучению другим организациям и компаниям.

 

 

 

Далее...

]]>
Wed, 16 Mar 2011 14:07:10 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Стоимость разработки мультимедийных курсов]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Чтобы определить стоимость разработки того или иного учебного курса необходимо в первую описать процесс его разработки. Исходя из этого можно примерно составить распределение трудозатрат по этапам создания курса и, следовательно, оценить его стоимость (конечно для этого нужно знать хотя бы ориентировочно стоимость единицы времени разработчиков).

 

С чего же начинается разработка электронного учебного курса? Конечно же эта некая идея, замысел, которые могут быть оформлены, как в произвольной форме, так и в виде технического задания.

 

В данном документе должна быть четко определена предметная область, а также цели и задачи, которые необходимо достичь использованием создаваемого курса в процессе обучения. Дополнительно замысел (техническое задание) может содержать другие сведения, касающиеся, как содержательной, так и функциональной части курса. Например, это могут быть схемы работы с курсом (последовательность прохождения материала), эскизы графических элементов курса или требования к исходным данным, которые должны быть использованы при его разработке, требования к типам практических заданий (если они должны присутствовать в курсе) и многое другое.

 

После того, как сформирован замысел курса необходимо разработать методический материал, который, собственно, и будет представлен обучаемому в готовом курсе. Подходы к формированию методического материала могут быть различны. На мой взгляд оптимальным является тот, который позволяет всю дальнейшую разработку информационных элементов курса (графика, текст, анимации, видео, звук) осуществить на основе методического материала без разработки дополнительных описаний и пояснений (в частности, для графики). То есть методический материал курса должен быть представлен в виде сценарного плана, описывающего содержание и типы информации, представляемой пользователю, а также способы взаимодействия с этой информацией.

 

Далее...

]]>
Fri, 04 Mar 2011 14:09:13 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Программное обеспечение, используемое в учебном процессе]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Все программное обеспечение (ПО), которое может быть использовано в учебном процессе можно разделить на общее и специальное.

 

Под общим ПО будем понимать следующие виды:

  • операционные системы;
  • офисные приложения;
  • системы управления базами данных (СУБД);
  • стандартные виды ПО (браузеры, почтовые программы и т.д.).

К специальному ПО можно отнести:

  • программные модули обучающих систем ;
  • программные тренажеры для отработки навыков;
  • специальные модули для проведения тестирования.

 

Далее...

]]>
Thu, 24 Feb 2011 14:15:41 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Стандарты дистационного обучения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 В настоящее время существует несколько стандартов, используемых в дистанционном обучении. Наиболее распространенными из них являются:

  • стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model — модель обмена учебными материалами), разработанный организацией ADL ( Advanced Distributed Learning ) по инициативе Министерства обороны США и Департамента политики в области науки и технологий США;
  • спецификации консорциума Всемирного Образования IMS/GLC ( Instructional Management System Global Learning Consortium );
  • спецификации комитета по компьютерному обучению в авиационной промышленности AICC ( Aviation Industry CBT Committee ).
SCORM по сути является не отдельным стандартом, а сборником отраслевых спецификаций, которые используются при создании учебного контента и систем дистанционного обучения. В состав SCORM входят спецификации, разработанные в сотрудничестве с IMS, т.е. оба сборника спецификаций (SCORM и IMC) имеют ряд общих элементов. Например, разделы SCORM Meta-Data и SCORM Content Packaging спецификации SCORM CAM (Content Aggregation Model), разработаны на основе спецификаций IMS Learning Resources Meta-Data (IMS MD) и IMS Content Packaging (IMS CP).

 

Далее...

]]>
Thu, 17 Feb 2011 14:20:13 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Примеры автоматизированных систем обучения (обучающих систем)]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Для того, чтобы полностью ознакомиться с автоматизированной системой обучения (обучающей системой, системой дистанционного обучения) необходимо рассмотреть не только ее пользовательскую часть, но и функции настройки и администрирования системы.

 

Как правило, большинство примеров коммерческих систем обучения, размещенных в сети интернет, позволяют оценить только работу пользователя. Да и то не в полной мере, потому что внешний вид и настройку пользовательского интерфейса демонстрационной версии разработчики пытаются сделать максимально простой, чтобы не “спугнуть” потенциальных клиентов.

 

Далее...

]]>
Wed, 16 Feb 2011 15:35:32 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Интеграция обучающих систем]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Интеграция

В данной статье мы попробуем коротко рассмотреть два возможных варианта интеграции обучающих систем:

  1. Интеграция между различными СДО.
  2. Интеграция СДО с другими информационными системами.

Вариант 1

Интеграция между СДО осуществляется, в основном, на уровне контента (учебного материала). Для осуществления подобной интеграции СДО должны поддерживать стандарты, регламентирующие требования к подобному контенту и способам его использования.

Наиболее известными стандартами в данной области являются SCORM, AICC и IMS.

В основном эти нормативные документы регламентируют следующие аспекты разработки и использования АОС (СДО):

 

Далее...

]]>
Sun, 06 Feb 2011 15:49:43 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Диаграмма развертывания для системы дистанционного обучения]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Как таковые диаграммы развертывания системы дистанционного обучения (СДО) не применяются.

Для справки: диаграмма — графическое изображение, наглядно демонстрирующее соотношение каких-либо величин.

В практике внедрения СДО могут использоваться следующие наглядные представления:

  • график зависимости затрат на внедрение СДО от срока внедрения;
  • изображение процесса внедрения во времени (диаграмма Ганта). Он позволяет наглядно представить последовательность выполнения задач в зависимости от срока внедрения, а также взаимосвязь задач.

Примерный план внедрения СДО включает следующие этапы:

 

Далее...

]]>
Sun, 06 Feb 2011 15:08:36 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Система дистанционного обучения для SCORM]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Подавляющее большинство современных систем дистанционного обучения (СДО) поддерживают различные версии спецификации SCORM.

 

Поддержка этой спецификации в СДО обеспечивает возможность передачи учебного контента из одной системы в другую (конечно же при условии, что все эти системы поддерживают SCORM). Помимо этого, если СДО поддерживает SCORM, Вы можете использовать множество готовых учебных курсов и модулей, которые были разработаны в соответствии с требованиями данной спецификации.

image

 

Далее...

]]>
Sun, 06 Feb 2011 14:33:29 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Обучающие системы (электронные обучающие системы)]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Обучающие системы можно коротко характеризовать, как совокупность программного обеспечения и технических средств (компьютеры, тренажеры, средства отображения и управления информацией), используемые для обучения (управления познавательной деятельностью).

 

Основу программного обеспечения (ПО) обучающих систем составляют, так называемые системы дистанционного обучения.

Вообще, виды подобного ПО имеют множество различных наименований. Однако четкого их разделения на смысловом уровне нет. Каждый автор по своему трактует такие термины, как система дистанционного обучения, автоматизированная обучающая система, автоматизированная система обучения и т.п. Мы же для простоты будем считать, что суть этих терминов одна и та же, а выделение конкретного термина будет базироваться на функциональности системы.

 

Далее...

]]>
Sun, 06 Feb 2011 14:01:08 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720
<![CDATA[Автоматизированные обучающие средства]]> http://elearning-itorum.ru/view_doc.html?mode=blog&object_id=6158668553038884720 Для того, чтобы ответить на вопрос — что же такое «Автоматизированные обучающие средства» необходимо определить основу данного термина — это слово «обучающие».

 

Согласно данным Википедии обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, умений, навыков.

 

Следовательно термин «Автоматизированные обучающие средства» можно трактовать следующим образом — это совокупность саморегулирующих технических средств и систем управления, которые существенно уменьшают степень участия человека или трудоемкость выполнения действий по передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Под степенью участия человека здесь очевидно понимается участие педагога, но никак не учащегося.

 

Саморегулирующими техническими средствами могут являться системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.

]]>
Sun, 06 Feb 2011 12:13:05 +0300 http://elearning-itorum.ru?doc_id=6158668553038884720