19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).
Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.
В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.
Использование S1000D для подготовки и управления учебным контентом имеет следующие преимущества:
- эффективное управление жизненным циклом информации –использование стандартного набора метаданных S1000D гарантирует, что учебный контент будет обновляться при любых изменениях, затрагивающих техническую документацию;
- унифицированное обозначение информационных объектов технической документации и учебного контента;
- возможность представления объектов технической документации (модулей данных, иллюстраций, мультимедиа-объектов и др.) в виде объектов SCORM , что обеспечивает их использование в любой SCORM-совместимой СДО.
Интеграция технической документации и учебного контента позволяет не только повысить эффективность использования СДО в процессе подготовки специалистов, но и предоставить им оперативный доступ к достоверной и качественной информации, которая может быть использована для информационной поддержки различных операций, выполняемых с изделиями на всех стадиях их жизненного цикла.
В настоящее время уже существуют системы разработки технической документации, которые позволяют создавать пакеты SCORM на основе модулей данных CSDB. Примерами таких систем являются Arbortext (продукт компании PTC ), SiberSafe S1000D CMS/CSDB (продукт компании Sibelogic ), SIMPLICIO (продукт компании Isselnord ).
Последний из перечисленных продуктов нам удалось достаточно подробно изучить и пообщаться с его разработчиками на выставке ITEC , которая прошла 22-24 мая в Риме.
В ближайшее время планируется ряд статей, посвященных современному состоянию вопросов интеграции технической документации и обучающих систем и подробный обзор примеров решений, которые реализуют подобную интеграцию.
Далее...
Наиболее распространенным нормативным документом в области обучающих систем в настоящее время является стандарт SCORM.
SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.
На данный момент последняя версия стандарта — это SCORM 2004. Текст стандарта находится в свободном доступе на сайте http://www.adlnet.gov .
Общие принципы, на которых построен SCORM можно описать следующими тезисами:
- SCORM определяет порядок создания учебного материала (контента), который может быть повторно использован в различных SCORM-совместимых СДО;
В качестве примера возьмем DVD-диски. Когда Вы покупаете новый фильм на DVD, то Вам не нужно проверять, будет ли он воспроизводиться на Вашем DVD-плеере. Очевидно, что фильм, записанный на DVD, можно посмотреть без проблем на DVD-плеерах различных производителей (Toshiba, Panasonic, Philips и т.д). Это можно сделать благодаря тому, что запись фильма на DVD осуществляется в соответствии с требованиями определенных стандартов. Без использования этих стандартов у студий, выпускающих фильмы на DVD, была бы масса проблем, так как для каждой марки DVD-плеера необходимо было бы записывать DVD в своем формате. Чтобы избежать аналогичных проблем в области электронного обучения и был создан стандарт SCORM.
- по сути SCORM не является стандартом, разработанным с нуля группой ADL. SCORM представляет собой сборник спецификаций (почти все спецификации и основные принципы взяты от других организаций), сгруппированных в несколько «технических книг»;
Эти технические книги касаются трех главных тем: «Content Aggregation Model (CAM)» (Модель Накопления Содержания), «Run-time Environment (RTE)» (Среда выполнения) и «Sequencing and Navigation (SN)» (Упорядочение и Навигация).

- использование требований, изложенных в SCORM, позволяет сократить затраты на интеграцию (перенос учебного контента между различными системами) в несколько раз.

Далее...
Все более заметна тенденция к постоянному повышению скорости обновления знаний. Для современно сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее он начнет приносить необходимый результат в своей работе. Для этого необходимы средства, обеспечивающие мобильность знаний, упрощающие и повышающие оперативность доступа к ним.
Одним из направлений повышения эффективности обучения, усвоения информации и сокращения затрат на сам процесс обучения является разработка и использование автоматизированных обучающих систем (АОС).
В настоящее время применяется множество терминов, обозначающих автоматизированную обучающую систему, которые, по сути, являются аналогичными. Наиболее распространенными из них являются:
- система дистанционного обучения (СДО);
- автоматизированная система дистанционного обучения (АСДО);
- автоматизированная система обучения (АСО);
- обучающая программа;
- обучающая система и ряд других, менее распространенных понятий из области электронного обучения.
Для пояснения общего смысла перечисленных выше терминов можно привести следующее определение.
Автоматизированная обучающая система – это комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих предоставление обучаемым изучаемого материала, проверку знаний обучаемых, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Практически все современные АОС поддерживают стандартизованные способы работы с данными, регламентированные стандартом SCORM .
На прошлой неделе компания Towards Maturity опубликовала результаты исследования, касающиеся внедрения, использования и эффективности e-learning в автомобильной отрасли . Я ( от имени автора оригинальной статьи ) в начале своей профессиональной деятельности (с 1997 по 2000 год) успел поработать в этой сфере . До сих пор помню множество очных тренингов и обучающих видео по технической поддержке, которые в то время показывали с помощью VHS магнитофонов. Поэтому мне было особенно интересно узнать, что скажут исследования об обучающих технологиях, используемых в отрасли сегодня.
Сам доклад вы можете скачать здесь .
Ниже приведены основные тезисы доклада:
- Основными причинами инвестирования в обучение являются:
- повышение эффективности (снижение времени принятия решений и повышение гибкости управления );
- повышение качества обучения и улучшение результатов обучения (снижение текучки персонала и повышение его квалификации);
- положительное влияние на гибкость ведения бизнеса (готовность к изменениям и внедрениям инноваций).
- Образовательные технологии, в основном, используются для разработки контента, управления обучением, а также для определения целей дальнейшего обучения.
- В 50% случаев контент разрабатывается силами и средствами самого заказчика. Половина всего контента переводится на несколько языков. В этой сфере потребность в формальном обучении в два раза больше средней.
- В данной сфере обучение затрагивает большее количество сотрудников, чем в других сферах (66% против 57% в среднем). Обучение по специальности проходят продавцы, технический персонал, менеджеры среднего и низших звеньев.
- За счет внедрения обучающих технологий достигается экономия времени на обучение (27% в автомобильной отрасли против 22% в среднем) и некоторая экономия средств (до 10% в автомобильной отрасли против 18% в среднем).
- Препятствиями распространения обучающих технологий по прежнему являются: технология передачи информации и коммуникации, а также доступ к информации.
- Средства на обучения значительно выросли за последние 2 года и ожидается их дальнейший рост. Доля организаций, внедряющих технологии обучения также растет.
Очень приятно осознавать, что отрасль все больше внедряет обучающие технологии и надеюсь, что эта тенденция сохранится в будущем. Я думаю, что сосредоточенность на формальном обучении имеет следующие причины:
- большое количество технического персонала («синих воротничков»);
- обучение часто затрагивает инженерные и технологические моменты;
- большая зависимость процессов обучения от процесса изготовления и контроля качества.
Оригинал данной статьи можно найти здесь .
Будем надеятся, что в ближайшем будущем отечественная автомобильная отрасль также сможет в полной мере оценить достоинства дистанционного обучения персонала.
Далее...
Как уже упоминалось на нашем сайте , 28 октября 2011 года завершилась конференция клиентов и партнеров компании WebSoft «Лаборатория идей 2011».
Мне и моему коллеге – Денису Якореву, посчастливилось принять непосредственное участие в данном событии.
Попробую дополнить и развить отдельные важные мысли, прозвучавшие на конференции.
Итак, мысль первая:
1. Обучение должно быть максимально адаптировано под особенности обучаемого.
Суть адаптивной модели обучения уже была затронута в одной из статей нашего ресурса. Идеальным развитием данной модели является представление учебного контента не в виде набора некоторых элементов (учебных модулей, блоков и т.п.), а в виде непрерывной последовательности.
Опять же, в идеале, обучаемый на основе уровня первоначальной подготовки должен иметь возможность «входа» в произвольной точке в подобный непрерывный массив информации.
К сожалению, на данный момент, реализация подобных систем достаточно трудоемка, т.к. в реальной ситуации при дроблении информации (стремлении к ее непрерывности) мы можем получить неуправляемый массив данных.
Наиболее рациональным подходом является реализации адаптивной модели обучения на двух взаимосвязанных уровнях:
- на уровне LMS (системы управления обучением), когда последовательность прохождения курсов, количество учебных модулей, которое должен освоить обучаемый, определяется при помощи комбинации траекторий обучения и блоков управления траекторией обучения (тесты; элементы управления, позволяющие пользователю выбирать изучаемый материал). Соответственно обучаемому предоставляется (или не предоставляется) необходимый учебный материал;
- на уровне учебных модулей. В данном случае схема, описанная выше для LMS, реализуется внутри учебного модуля, что позволяет, опять же, изменить линейную последовательность изучения материала модуля.
2. При создании информации необходимо учитывать особенности ее восприятия каждым обучаемым.
Самый сложный для реализации момент, как в плане технологий, так и, соответственно, стоимости – это создание такого представления информации, которое будет учитывать психофизические особенности конкретного человека.
Сейчас при разработке учебного материала используется некая «усредненная» модель обучаемого. Считается, что все примерно равны в плане восприятия информации. Но вы, конечно же, знаете, что это не совсем так. Вот здесь и возникает простор и поле для творчества со стороны разработчиков учебного контента.
Проблему учета психофизических особенностей обучаемого и направления ее решения затронули многие докладчики: Елена Тихомирова (e-Learning), Павел Ковалев (WebSoft) и другие.
3. Программное обеспечение, используемое для автоматизации процессов обучения и управления персоналом не стоит на месте.
Алексей Корольков (WebSoft) показал интереснейшие наработки ведущих компаний (Google, IBM) в плане взаимодействия человека и компьютера, которые скоро могут войти в нашу жизнь и упростить наше общение с «железом» (или уже не с «железом»???).
После доклада Алексея у меня сложилось впечатление, что SkyNET нас ждет и «Судный день» не за горами.
Особенно запомнилось, из того, что показал Алексей, – это возможность распознавания и повторения компьютером мимики человека, а также возможность ответа его на достаточно сложные вопросы, заданные человеком.
Кульминацией конференции явилась демонстрация возможностей новой системы WebTutor 3 .
Добавлено много очень полезных функций, оптимизированы (с точки зрения производительности) существующие, переработан интерфейс. Один из важных моментов – реализована работа интерфейсной части web-портала WebTutor при использовании практически всех наиболее распространенных браузеров.
В одном из наших проектов мы планировали решать вопрос автоматизации документооборота при помощи стороннего программного обеспечения. Теперь есть возможность реализовать данные процессы непосредственно на платформе WebTutor. Это позволит упростить не только конфигурацию создаваемого решения (исключить дополнительные приложения), но и более тесно увязать процессы обучения и управления документацией. Ждем с нетерпением выхода новой версии, потому как именно на ней будем создавать следующий проект.
Конечно, помимо всего вышеизложенного на конференции было высказано еще много глубоких мыслей и идей, но их реализация пока остается за горизонтом ближайшего будущего (то есть не в этой пятилетке)…
Далее...
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, функционал современных систем дистанционного обучения (СДО) уже давно вырос из рамок управления дистанционным обучением и продолжает охватывать все новые и новые области управления персоналом. В некоторых СДО уже появилась возможность автоматизации оценки персонала 360, оценки повседневной деятельности сотрудников, управления талантами и т.д.
С появлением у систем новых возможностей, растет и путаница среди заказчиков: при выборе СДО очень сложно охватить всю номенклатуру характеристик системы, а тем более сравнить несколько систем между собой. Положение усугубляется еще и тем, что у каждого из разработчиков свой взгляд на структуру разрабатываемого продукта. Соответственно перед заказчиками встает вопрос: как понять насколько конкретная СДО удовлетворяет его потребностям? Мы попытались разобраться с этим вопросом.
Забегая вперед, могу сказать, что задачка оказалась достаточно тривиальной.
Учитывая то, что инструменты, имеющиеся в СДО направлены на управление оценкой и развитием сотрудников на протяжении всего цикла их деятельности, было решено отталкиваться от общего перечня HR-процессов на предприятии.
Для образца мы взяли идеальное предприятие с типичной схемой HR процессов, выглядящей следующим образом:
Структура HR-процессов предприятия
Следующим шагом стало определение процессов, которые в данной схеме возможно автоматизировать. Допустим, что мы получили следующую картину:
Автоматизируемые и не автоматизируемые процессы
На данной схеме пиктограмма означает, что процесс невозможно или нецелесообразно автоматизировать, а пиктограмма то, что процесс может быть частично или полностью автоматизирован. Следующим шагом является сопоставление возможностей конкретной СДО и полученной нами схемы. Отношение количества процессов, которые возможно автоматизировать средствами конкретной СДО к общему количеству автоматизируемых процессов будет являться показателем эффективности СДО для конкретного предприятия. Данная схема должна уточняться для каждого конктетного случая, чтобы избежать «избытка» или «недостатка» автоматизации.
Конечно, помимо количественного отношения, необходимо еще учесть и качество (функциональность и удобство) автоматизации того или иного процесса.
Хотелось бы особо отметить, что перед тем, как заниматься автоматизацией деятельности в целом или внедрением СДО в частности, необходимо навести порядок в автоматизируемых процессах предприятия, потому как иначе мы можем получить не желаемый эффект, а «автоматизированный хаос».
В этоге мы вышли к обобщенному понятию качества системы, которое можно определить, как соответствие совокупности характеристик системы набору (множеству) требований, предъявляемых тем или иным пользователем.
Далее...
Как правило модели обучения не зависят от способа реализации учебного процесса: будь то очное обучение или обучение с использованием автоматизированных обучающих систем (далее “обучающих систем”).
Ключевое отличие использования обучающей системы состоит в максимальной адаптивности модели обучения под требования обучаемого.
Для того, чтобы продолжить анализ моделей обучения, предлагаю определиться с терминологией. Итак…
Модель обучения — схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся.
Адаптивность – это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя.
Адаптируемость системы – это возможность пользователя изменять структуру и параметры системы.
Большинство известных классических моделей обучения связаны со способом подачи и представления материала. К таким моделям (теориям) обучения можно отнести:
- бихейвиористская теория обучения;
- ассоциативно-рефлекторная теория усвоения;
- теория поэтапного формирования умственных действий;
- концепция алгоритмизации;
- трансформационная теория обучения.
Более подробную информацию о сути данных теорий можно найти в Википедии.
Синтез постулатов, характерных для различных теорий, позволяет сформировать следующие принципы обучения :
- знания удобнее представлять в виде блоков (бихейворизм);
- блоки знаний должны быть взаимосвязаны друг с другом (ассоциативно-рефлекторная теория);
- новые знания должны мотивировать обучаемого (теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо повторение пройденного материала (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- при оценке ответов на поставленные вопросы необходимо учитывать уровень ученика (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо предоставить ученику возможность обобщения знаний в систему и ее трансформацию (трансформационная теория обучения);
- для успешного поиска ответов на поставленные задачи необходимо изучение алгоритмов решения задач (концепция алгоритмизации).
Данные принципы являются основой построения учебного материала любой обучающей системы, будь она очной или дистанционной.
По схеме реализации учебного процесса в обучающих системах различают две принципиально разных модели обучения :
Линейная модель характеризуется строгой последовательностью прохождения учебного материала (блоков, модулей), которая заранее предопределена разработчиком системы (администратором, преподавателем, разработчиком учебных материалов и т.п.). Несмотря на то, что данные последовательности, как правило различаются на уровне категорий (школьники, студенты), групп (по специальностям) и даже отдельных студентов (по уровню подготовки), тем не менее процесс обучения заключается в переходе от одного учебного блока (модуля) к другому по заранее заданной траектории.
В качестве достоинств данной модели можно отметить высокий уровень стандартизации (подготовка универсальных программ) и простота построения. Основным недостатком линейной модели является отсутствие возможности учета индивидуальных особенностей обучаемого, как психофизических, так и умственных. Схема простейшей линейной модели обучения представлена на рисунке.
На схеме не приведены характеристики вершин и дуг графа. Учебный модуль (УМ) – является наименьшей единицей информации в программе обучения. Модули итогового тестирования (ИТМ) – являются точками принятия решения о целесообразности повторного изучения учебного модуля. Учебный модуль 3 (УМ3) является общим для двух программ обучения, поэтому расположен на их границе.
Противоположностью линейной модели является адаптивная модель обучения . Существует множество различных подходов к построению адаптивных моделей, связанных, как с программной реализацией, так и с особенностями дискретизации учебного материала.
Суть адаптивной модели обучения заключается в следующем: последовательность прохождения учебного материала динамически генерируется в зависимости от пожеланий обучаемого (к видам представления информации, глубине изложения материала и т.п.) и результатов анализа деятельности обучаемого (входное или промежуточное тестирование, оценка психофизического состояния).
В современных обучающих системах виды представления информации должны учитывать особенности репрезентативной системы обучаемого. Кто-то из обучаемых является визуалом (лучше воспринимает информацию в виде изображений), другие — аудиалы, которые воспринимают информацию на слух, третьи – кинестетики, — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Конечно, для третьей категории обучаемых применение обучающих систем является наиболее проблемным вопросом, т.к. современные средства вычислительной техники не позволяют в полной мере удовлетворить особенности их восприятия. Здесь более уместным является применение динамических тренажеров, но эту тему мы затронем в следующих публикациях.
Как же в самом простом варианте можно реализовать в обучающей системе адаптивную модель обучения ? Приведу пример из практики.
На одном из предприятий при разработке обучающей системы (внедрения ПО, создания учебного контента) была реализована примерно следующая схема:
- Разработка учебного материала велась с учетом специализации групп обучаемых (элемент линейной модели обучения).
- Для каждого модуля, который является трудным для восприятия или содержит значительное количество информации, разрабатывалось две его версии: упрощенно-поверхностная и детализированная.
- При переходе к сложному модулю обучаемый проходил входной тест, который позволял определить уровень его знаний по новой теме (некоторая часть специалистов к началу обучения уже обладала необходимыми знаниями, навыками и умениями).
- По результатам теста обучаемый:
а) перенаправлялся к следующему модулю (пропускал тему, если тест выявлял достаточный уровень знаний по теме); б) переходил к упрощенной версии модуля (если уровень подготовки обучаемого был выше среднего; одновременно была возможность получить более подробные сведения из модуля, содержащего детализированную информацию); в) направлялся к детализированному модулю, если его знания оказывались недостаточными.
- Помимо входных тестирований для учебных модулей, имеющих разную глубину изложения материала, для всех без исключения модулей были реализованы процедуры итогового тестирования , которые позволяли вернуть обучаемого к началу раздела/темы при недостаточном уровне знаний, полученных в ходе изучения модуля.
Фрагмент схемы данной адаптивной модели приведен на рисунке.
Развитием подобной модели является включение логических блоков непосредственно в материал учебного модуля, что позволяет динамически изменять траекторию обучения и способы представления информации не только между модулями, но и внутри одного модуля.
Другим вариантом может быть динамическое формирование траектории обучения на основе одного большого входного теста, который объединяет в себе все вопросы по дисциплине. По результатам данного теста формируется перечень учебных модулей, которые должен пройти обучаемый.
Далее...
 |
Признавая всю «человечность» традиционной системы обучения и всю «неестественность» индустриального дистанционного обучения, оно является единственно возможным в эпоху социального заказа на высокий уровень образовательной подготовки населения в целом
Peters O. Founding The Open Universities. New Delhi, Sterling Publishers Private, Ltd., 1997
|
Как же определить самое существенное и основополагающее в дистанционном обучении? Непростой вопрос, как мне кажется. Но что самое главное – сугубо индивидуальный. Каждый сам определяет для себя выбор способа обучения, а также достоинства и недостатки конкретного учебного процесса.
Если говорить в целом, то дистанционное обучение — это способ передачи знаний, формирования навыков и умений, основанный на интерактивном взаимодействии обучаемого с компьютером. При этом администрирование процесса обучения максимально автоматизировано, взаимодействие обучаемых и тьюторов (наставников или преподавателей) осуществляется в основном при помощи различных каналов коммуникации, но без личного общения.
Но есть некоторые обобщенные точки зрения на дистанционное обучение, которые я и попытаюсь раскрыть в этой статье. Это точка зрения человека, который самостоятельно выбирает данную форму обучения и человека, который по сложившимся обстоятельствам вынужден учиться дистанционно .
Что же ищет человек, самостоятельно выбирающий дистанционную форму обучения . Не ошибусь, если предположу, что основное – это свободы! Свободы выбора времени и места обучения, выбора предмета и специальности, свободы выбора обучающей организации.
Таким образом, с этой точки зрения суть дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:
- возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местоположения обучаемого;
- получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;
- возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.
Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано . Возможно в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет (бывает и такое!). Зачастую в данной ситуации со стороны обучаемого неизбежно возникает сопротивление. И здесь сложно его винить. Вспомните школу или ВУЗ, где вы учились. Приносила ли Вам учеба радость? Всегда ли Вам нравилось учиться. Скорее нет. Многие воспринимали процесс обучения, как необходимость, своего рода повинность. С дистанционной формой обучения все обстоит примерно так же.
Если дистанционная форма обучения является вынужденной , то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:
- есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности обучения (мягко говоря);
- для некоторых категорий обучаемых получение образования посредством компьютера является непривычным и даже неприемлемым;
- ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.
Ну и, конечно, не стоит забывать о третьей точки зрения, которую я не упомянул в начале статьи – это точка зрения организатора обучения – работодателя.
Как правило, взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен . В основном он затрагивает следующие аспекты:
- сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);
- распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;
- создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.
Так в чем же суть дистанционного обучения? Вопрос одновременно простой и сложный. С технической точки зрения — это можно рассматривать, как набор технологий, а с точки зрения потенциальных обучаемых, как набор возможностей и ограничений.
Чтобы до конца разобраться в этом вопросе посмотрите информацию на нашем и других ресурсах в сети Интернет, пообщайтесь с теми, у кого есть опыт дистанционного обучения. Думаю, что после этого Вы сможете безошибочно для себя определить – в чем же для Вас может заключаться суть дистанционного обучения .
Далее...

|
Руководитель при организации обучения непременно сталкивается сталкивается с вопросом: “Как сделать обучение наиболее эффективным, но при этом отнимающим минимум времени и средств?” . |
Решением данного вопроса, несомненно, является применение современных подходов как к формированию содержания обучения, так и к форме его проведения. Рациональное сочетание этих двух факторов позволяет обеспечить наглядность учебного материала и максимальную вовлеченность обучаемого в процесс, а значит – существенно повысить эффективность обучения.
В данной статье мы не будем касаться вопросов формирования содержания обучения, а рассмотрим средства, с помощью которых оно будет донесено до обучаемых в полном объеме, а именно технические средства обучения .
Под техническими средствами обучения (ТСО) на сегодняшний день понимается широкий спектр устройств, макетов, систем, начиная от микроскопов и заканчивая суперкомпьютерами. Однако задачи, решаемые этими устройствами сводится к:
1. Наглядной демонстрации учебного материала.
2. Имитации функций каких-либо объектов.
3. Контролю знаний и управлению обучением.
Несложно заметить, что практически все эти задачи , сегодня, способен выполнять персональный компьютер , оснащенный дополнительными устройствами ввода и вывода (при необходимости решения специфических задач), а также соответствующим программным обеспечением. Этот факт очень наглядно подтверждается активным внедрением компьютеров в учебных заведениях всех уровней.
Безусловно, компьютер в данном случае не является панацеей, но его возможности позволяют не только заменить многие из используемых сегодня ТСО, но и предоставить обучаемым новые возможности. Компьютерные тренажеры, например, способны в точности имитировать оборудование, с которым обучаемые столкнутся в процессе работы, при этом появляется возможность многократно отрабатывать различные операции и действия, без опасения поломок, износа и т.д.
Какие же преимущества имеет компьютер перед другими ТСО?
Все в одном . Компьютер позволяет отказаться от привычного набора оборудования, используемого на занятии, и заменить его на соответствующий набор графической информации, компьютерных тренажеров и специализированного ПО. Стоить отметить, что такая замена полностью оправдана. В-первую очередь качественно разработанный контент позволит значительно повысить наглядность информации, показать то, что раньше можно было отобразить лишь схематично. Во-вторых стоимость разработки такого контента значительно ниже стоимости оборудования, к тому же один раз созданный файл может быть многократно размножен и использован.
Компьютер не устает. Мы все воспринимаем информацию с разной скоростью. В отличие от преподавателей и инструкторов, компьютер может работать и повторять одни и те же действия столько раз, сколько потребуется обучаемому для качественного усвоения материала.
Дистанционное обучение. Только с широким распространением сети интернет и развитием компьютерных технологий у обучаемых появилась возможность получать всю необходимую информацию не выходя из дома. В последние годы широкое распространение получают онлайн-семинары. Во время семинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. При этом обучаемые имеют возможность обратной связи с преподавателем, то есть по функциональности такие занятия практически соответствуют очным.
Очевидно, что активное внедрение компьютеров в процесс обучения оправдано, однако оно повлечет за собой значительные изменения как в форме , так и в методике проведения занятий. При использовании ТСО только для иллюстрации учебного материала, такие изменения будут минимальны. Как правило, в этом случае достаточно и несложного оборудования: компьютера и видеопроектора. При необходимости интерактивного участия обучаемого (например, при работе на компьютерном тренажере, проверке знаний, самостоятельной работе в рамках очного обучения) наиболее целесообразным представляется использование учебных аудиторий, оснащенных ЭВМ из расчета 1 машина на 1 обучаемого.
|
Очень перспективным вариантом является использование в качестве ЭВМ не привычных персональных компьютеров, а получающих все большее распространение планшетных компьютеров, увязанных в единую локальную беспроводную сеть. Мобильность обучаемого позволяет организовать работы на различных учебных местах, а также, при соответствующей подготовке, вне учебных аудиторий, что называется “в поле”.
Активное развитие информационной среды (интернет-технологий, беспроводной передачи данных и т.д.) позволяет в некоторых случаях полностью заменить классическую форму обучения дистанционной . Представьте насколько это удобно для людей с ограниченными возможностями, людей проживающих вдалеке от учебных заведений, а также для тех, кто стремиться получать новые знания, не отходя от рабочего места. Перспективными направлениями этой формы обучения безусловно являются онлайн-семинары, а также интерактивные обучающие курсы, предоставляющие обучаемым возможность активного изучения учебного материала.
Стоит сказать, что к выводу о преимуществах дистанционного обучения постепенно приходят и руководители организаций разного уровня, заинтересованные в постоянном развитии своих сотрудников. На сегодняшний день количество внедрений корпоративных систем дистанционного обучения по всему миру стремительно растет, что является наиболее наглядным свидетельством их эффективности.
Далее...
|
|