Понедельник, 16 Июнь 2014
Технологии передачи информации стремительно меняются: телеграф сменился радио, после радио пришло телевидение, которое сейчас постепенно вытесняется интернетом.
Радио и телевидение оказали свое влияние и на процесс обучения, дав возможность использовать аудио- и видео-информацию в учебном процессе, записывать и просматривать записи учебных занятий и т.д. С появлением компьютеров и интернета появилась возможность добавить учебным материалам ранее невиданной интерактивности: предоставить ученику немедленную обратную связь по ходу изучения материала, дать ему возможность обсудить информацию с коллегами и экспертами, даже если они находятся за тридевять земель. Не использовать эти возможности было бы глупо — так появился eLearning.
В этом посте мы рассмотрим что же такое e-Learning, как он работает, для чего он используется и насколько эффективен. Читать далее
В последнее время среди разработчиков электронных курсов разгораются нешуточные споры на тему технологий в обучении. Кто-то утверждает, что все проблемы обучения решит геймификация, так как современное молодое поколение не представляет себя без компьютерных игр, кто-то больше склоняется к инфографике, так как она понятнее и нагляднее. Одни считают, что обучение можно свести к чтению слайдов, другие слайды не признают вообще. Кто же прав?
В этой статье мы рассмотрим когнитивную теорию — современное представление о процессе получения учеником новых знаний и ее применение для электронных курсов.
Читать далее…
19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).
Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.
В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.
Использование S1000D для подготовки и управления учебным контентом имеет следующие преимущества:
- эффективное управление жизненным циклом информации –использование стандартного набора метаданных S1000D гарантирует, что учебный контент будет обновляться при любых изменениях, затрагивающих техническую документацию;
- унифицированное обозначение информационных объектов технической документации и учебного контента;
- возможность представления объектов технической документации (модулей данных, иллюстраций, мультимедиа-объектов и др.) в виде объектов SCORM , что обеспечивает их использование в любой SCORM-совместимой СДО.
Интеграция технической документации и учебного контента позволяет не только повысить эффективность использования СДО в процессе подготовки специалистов, но и предоставить им оперативный доступ к достоверной и качественной информации, которая может быть использована для информационной поддержки различных операций, выполняемых с изделиями на всех стадиях их жизненного цикла.
В настоящее время уже существуют системы разработки технической документации, которые позволяют создавать пакеты SCORM на основе модулей данных CSDB. Примерами таких систем являются Arbortext (продукт компании PTC ), SiberSafe S1000D CMS/CSDB (продукт компании Sibelogic ), SIMPLICIO (продукт компании Isselnord ).
Последний из перечисленных продуктов нам удалось достаточно подробно изучить и пообщаться с его разработчиками на выставке ITEC , которая прошла 22-24 мая в Риме.
В ближайшее время планируется ряд статей, посвященных современному состоянию вопросов интеграции технической документации и обучающих систем и подробный обзор примеров решений, которые реализуют подобную интеграцию.
Далее...
Наиболее распространенным нормативным документом в области обучающих систем в настоящее время является стандарт SCORM.
SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.
На данный момент последняя версия стандарта — это SCORM 2004. Текст стандарта находится в свободном доступе на сайте http://www.adlnet.gov .
Общие принципы, на которых построен SCORM можно описать следующими тезисами:
- SCORM определяет порядок создания учебного материала (контента), который может быть повторно использован в различных SCORM-совместимых СДО;
В качестве примера возьмем DVD-диски. Когда Вы покупаете новый фильм на DVD, то Вам не нужно проверять, будет ли он воспроизводиться на Вашем DVD-плеере. Очевидно, что фильм, записанный на DVD, можно посмотреть без проблем на DVD-плеерах различных производителей (Toshiba, Panasonic, Philips и т.д). Это можно сделать благодаря тому, что запись фильма на DVD осуществляется в соответствии с требованиями определенных стандартов. Без использования этих стандартов у студий, выпускающих фильмы на DVD, была бы масса проблем, так как для каждой марки DVD-плеера необходимо было бы записывать DVD в своем формате. Чтобы избежать аналогичных проблем в области электронного обучения и был создан стандарт SCORM.
- по сути SCORM не является стандартом, разработанным с нуля группой ADL. SCORM представляет собой сборник спецификаций (почти все спецификации и основные принципы взяты от других организаций), сгруппированных в несколько «технических книг»;
Эти технические книги касаются трех главных тем: «Content Aggregation Model (CAM)» (Модель Накопления Содержания), «Run-time Environment (RTE)» (Среда выполнения) и «Sequencing and Navigation (SN)» (Упорядочение и Навигация).

- использование требований, изложенных в SCORM, позволяет сократить затраты на интеграцию (перенос учебного контента между различными системами) в несколько раз.

Далее...
Все более заметна тенденция к постоянному повышению скорости обновления знаний. Для современно сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее он начнет приносить необходимый результат в своей работе. Для этого необходимы средства, обеспечивающие мобильность знаний, упрощающие и повышающие оперативность доступа к ним.
Одним из направлений повышения эффективности обучения, усвоения информации и сокращения затрат на сам процесс обучения является разработка и использование автоматизированных обучающих систем (АОС).
В настоящее время применяется множество терминов, обозначающих автоматизированную обучающую систему, которые, по сути, являются аналогичными. Наиболее распространенными из них являются:
- система дистанционного обучения (СДО);
- автоматизированная система дистанционного обучения (АСДО);
- автоматизированная система обучения (АСО);
- обучающая программа;
- обучающая система и ряд других, менее распространенных понятий из области электронного обучения.
Для пояснения общего смысла перечисленных выше терминов можно привести следующее определение.
Автоматизированная обучающая система – это комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих предоставление обучаемым изучаемого материала, проверку знаний обучаемых, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Практически все современные АОС поддерживают стандартизованные способы работы с данными, регламентированные стандартом SCORM .
 |
При стандартной схеме обучения, включающей трансляцию информации и заключительный тест, ученик запоминает информацию, как правило, только до момента тестирования, после чего она беспрепятственно улетучивается. Для эффективного электронного курса, этого, конечно, недостаточно. Давайте вкратце рассмотрим способы, позволяющие сделать более запоминающимися основные составляющие учебного события: контекст, задачи, активность и обратную связь. |
1 Введение
1.1 Запоминающийся контекст
- Использование жесткой сюжетной линии, с элементами напряженности, необычными ситуациями, юмором и драматическими моментами;
- Использование захватывающих медиа: взгляд с необычной точки зрения, интересные иллюстрации, анимации и аудио;
- Схематическое изображение абстрактных понятий и следствий из них;
- Использование приемов и техник, облегчающих запоминание (мнемоники/мнемотехники), помощь ученикам в составлении их собственных мнемоник.
1.2 Запоминающиеся задачи
- Демонстрация лучших способов;
- Показ техник, которые могут существенно упростить решения задачи;
- Дать возможность ученикам сделать что-то, чего в реальности они сделать не могут, например побыть Генеральным директором крупной компании и т.д.;
- Предлагать ученикам все более и более сложные задачи, требующие от них максимальной отдачи.
1.3 Запоминающаяся активность
- Предлагать ученикам использовать полученные знания различными способами и в различных условиях;
- Обеспечение достаточного количества практики;
- Распределение практических занятий во времени (периодичность применения навыков в ходе обучения должна соответствовать периодичности их применения на рабочем месте).
1.4 Запоминающаяся обратная связь
- Использование обратной связи, направленной на внутреннюю мотивацию;
- Наглядная демонстрация последствий принятых решений;
- Использование юмора и драматических моментов для демонстрации результатов обучения.
Теперь рассмотрим каждую составляющую в отдельности.
2. Запоминающийся контекст
Как вы помните, контекст — это история, связывающая воедино все учебные события курса. Для того, чтобы сделать историю захватывающей и запоминающейся надо использовать: саспенс, юмор, драму и необычную обстановку. В любой хорошей истории эти элементы реализуются с помощью сюжетной линии, которую создают:
- главный герой;
- место действия;
- проблема;
- развязка.
2.1 Главный герой
В учебных курсах главным героем, как правило, является сам учащийся, но иногда им может быть и выдуманный персонаж. Персонажа следует использовать в следующем случае:
- если по сюжету главному герою придется испытывать сильные эмоциональные переживания;
- при необходимости показать точку зрения, отличную от точки зрения ученика.
2.2 Место действия
Очень часто место действия пытаются максимально приблизить к рабочей обстановке сотрудника. И это правильно, потому что ученик должен практиковаться в том окружении, которое он ожидает увидеть, к которому он привык. Если перенести действие, например, на борт космического корабля — ученик может растеряться, потерять нить рассуждения и «выпасть» из процесса. Иногда, конечно, полезно сменить обстановку, дать сотруднику возможность взглянуть на свои обязанности и действия под другим углом, но после этого желательно вернуть его обратно и дать возможность адаптировать полученные знания к привычному окружению.
2.3 Проблема
Столкновение с проблемной ситуацией — один из самых запоминающихся моментов в истории, поэтому важно, чтобы он был преподнесен правильно. Проблема не должна быть «притянута за уши», она должна быть реальной и понятной для ученика. Он должен понимать, что случившаяся с главным героем курса проблемная ситуация действительно может иметь место в реальной жизни.
Если у вас есть сомнения, возможно ли для вашего курса придумать какую-нибудь историю, отбросьте их — это, скорее всего, возможно. Не обязательно выдумывать нечто эпическое, вполне достаточно обойтись более простым вариантом, главное — реальность и достоверность.
2.4 Развязка
В каждой истории должна быть сильная и поучительная развязка. Хорошим примером могут послужить анекдоты — в них развязка всегда непредсказуемая и неожиданная, именно поэтому мы можем забыть контекста анекдота, но развязку помним долго. Другими словами, если вы хотите, чтобы развязка запала в память — преподнесите ее «с помпой».
Можно вернуться к началу истории и дать возможность ученику сравнить то, что было, и то, что стало — сыграть на контрасте. Можно дать учащемуся возможность выбрать концовку курса, либо придумать свою собственную. Можно также предложить ему задачу, которую раньше он решить не мог.
2.5 Запоминающееся медиа
Есть много примеров хороших медиа — все, наверное, встречали анимационные ролики, видео, фото, которые надолго западают в сознание. Мощный эмоциональный заряд, который они несут в себе, закрепляют информацию прямиком в долговременной памяти. Но гораздо чаще можно встретить неудачные медиа — болтающие часами говорящие головы тому пример.
Отличие хороших примеров от плохих в том, что первые построены с учетом тех ограничений, которые разные виды медиа накладывают на процесс восприятия.
Так профессор Ric Lowe в ходе своих исследований определил чем отличаются качественные анимации от посредственных:
- Качественные анимации представляют сложную информации в быстром темпе, но в очень доступной форме, так, чтобы учащимся не приходилось ее переосмысливать;
- Посредственные анимации предполагают, что для усвоения информации ученики должны поработать над ней дополнительно — еще раз ее обдумать и самостоятельно сформировать в сознании определенную функциональную модель.
Еще одно правило — использовать медиа только в тех случаях, когда они действительно необходимы:
- для освоения в обстановке, которую предлагает контекст;
- усвоения основных понятия и идеи;
- фокусировки на ключевых моментах;
- упрощения подачи материала;
- подтверждения выводов;
- и т.д.
Медиа-объекты нужно использовать с умом, чтобы не перегружать внимание учащихся. Очень осторожно нужно относиться к появляющимся\исчезающим элементам — они, зачастую, не несут никакой смысловой нагрузки, но существенно отвлекают на себя внимание.
Не стоит также считать, что возможно точно определить время, за которое ученики усваивают информацию — все люди разные и у каждого своя скорость изучения материала. Логично дать учащемуся возможность самостоятельно управлять процессом получения информации — открыть ему доступ ко всем органам управления медиа-объектами.
2.6 Мнемоники
Мнемоники — это фразы, стишки, картинки и прочие средства, которые облегчают запоминания основного материала ( К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан). Все эффективные мнемоники обладают общим свойством — они легко и надолго «застревают» в нашем сознании. Это происходит потому что они включают в себя элементы юмора, вызывают необычный визуальный образ или эмоции.
Мнемоники чрезвычайно полезны при запоминании несвязанной информации: последовательность цветов радуги это логически не связанная информация, ее возможно запомнить только механически, другими словами зазубрить. Фраза про охотника позволяет объединить эту информацию в единую ассоциативную сеть и тем самым, лучше закрепить ее в памяти.
Обратите внимание на этот механизм: если вы хотите сделать информацию курса запоминающейся, то стоит поработать над расширением ассоциативных связей между его элементами.
3. Запоминающиеся задачи
Хорошая задача — отличный инструмент для запоминания, особенно, если она:
- в меру сложная;
- новая или поставлена в необычной форме;
- полезна для ученика.
Сложность . Если задача не дается с первого раза — это совсем неплохо — для того, чтобы все же решить задачу ученику придется ее заново обдумать. Да и победа при этом становится желаннее. Кроме того, неудачные попытки -это полезно, ведь нам свойственно учиться на ошибках. Позволяйте ученикам ошибаться — это очень нужный и чрезвычайно запоминающийся опыт. Однако, важно не переборщить — учитывайте навыки ученика и его мотивацию (о сложности задач см. пост про Поток и раздел 7 конспекта по игрофикации ).
Новизна . Для запоминания полезно применять имеющиеся знания в новой обстановке или ситуации. В е-learning можно добиться новизны, позволив ученикам сделать что-нибудь необычное: порулить компанией, изменить место действия, почитать мысли собеседника, поэкспериментировать с взрывоопасными веществами и т.д. Это часто позволяем взглянуть по-новому на привычные вещи = запомнить их получше.
Польза . Если ученик понимает ценность задачи — регулярно сталкивается с аналогичными проблемами или испытывал подобные сложности в прошлом, то он автоматически приложит больше усилий как к ее решению, так и к запоминанию. Как уже отмечали выше, реальность и достоверность задачи можно добиться с помощью построения соответствующего контекста.
3.1 Демонстрации
Хорошая демонстрация — отличный способ существенно облегчить процесс усвоения нового материала. Но, как и другими инструментами в дистанционном обучении, им надо уметь пользоваться. Если мы показали правильную последовательность действий, а ученик ее повторил, это еще не значит, что он ее запомнил и тем более, что он ее ПОНЯЛ. Повторение не равно Пониманию, и в этом ключ ко всем проблемам, связанным с демонстрациями. Демонстрации необходимо сопровождать пояснениями: почему выполняется то или иное действие, почему выполняется именно таким образом и т.д — ученик должен понимать, что он делает и почему именно так.
3.2 Интеграция
Качество запоминания нового материала зависит от двух факторов:
- Как часто мы к нему обращаемся;
- Насколько широко он взаимосвязан с другими нашими знаниями посредством ассоциаций.
Поэтому, для того, чтобы ученик лучше запомнил информацию нам надо не только дать ему возможность попрактиковаться, но и постараться расширить связанную с ней ассоциативную сеть.
Для этого обычно используют следующий метод: подробно разбирают решение несложной задачи, а затем предлагают самостоятельно решить задачу более высокого уровня сложности. Для решения сложной задачи ученику приходится задействовать как новые, так и уже имеющиеся знания, тем самым связывая их воедино.
4. Запоминающаяся активность
Разные действия, выполняемые пользователями при работе с электронным курсом задействуют разные когнитивные процессы. Для примера, выбор правильного ответа из нескольких требует навыка поиска, распознавания, но никак не выражения своих мыслей. А выражение своих мыслей совсем не тоже самое, что изображение их в визуальной форме.
Логично, что мы должны в первую очередь пытаться стимулировать те когнитивные процессы, которые ученик в дальнейшем будет использовать в повседневной жизни. Но не стоит ими ограничиваться, использование заданий, требующих выполнения разных видов действий — отличный способ для расширения ассоциативной сети, а значит улучшения запоминаемости.
4.1 Достаточное количество практики
Для формирования навыков необходима практика, много практики. И одно из преимуществ e-learning именно в том, что ученик может проходить курсы снова и снова — курс не устает и не теряет концентрации.
Очень часто, мы подразумеваем под практическими заданиями обыкновенные тесты, но тестов, как правило, недостаточно для полноценного применения полученных знаний на практике.
Проявите фантазию и постарайтесь с помощью интерактивных упражнений добиться максимального соответствия активности в курсе и действий пользователя в реальной жизни. Ну а разница между выполнением действий на компьютере и в реальности легко нивелируется при первой же практике.
4.2 Практика разнесенная во времени
Как уже отмечалось ранее, практика, разнесенная во времени дает отличный эффект. Перерывы очень полезны для запоминания и усвоения информации. Оптимальная модель распределения знаний во времени выглядит следующим образом:
Промежуток между двумя практическими занятиями в идеале должен соответствовать промежутку времени, проходящему между использованием этих знаний на практике.
5. Запоминающаяся обратная связь
Как уже говорилось не раз — лучший способ повысить качество обратной связи — использовать внутреннюю обратную связь. Внутренняя обратная устанавливает связь между действиями пользователя и результатами этих действий, в то время как внешняя обратная связь просто отвечает на вопрос правильно или нет поступил учащийся — это своего рода индикатор, поэтому он, как правило, не запоминается.
Демонстрация последствий принимаемых решений, особенно дополненная эмоциями гораздо лучше откладывается в нашей памяти. Дополнительный эффект может дать соответствующая эмоционально-яркая графика или аудио (звук удара, сирена и т.д.), которые хорошо запоминаются даже сами по себе.
Если в курсе есть сюжетная линия, то появляется неплохая возможность добавить обратной связи эффекта за счет использования драматического эффекта — представить положительные результаты в более привлекательной форме, а отрицательные — более плачевными. Кроме того, развитие сюжетной линии само по себе может являться внутренней обратной связью, то есть пользователь самостоятельно управляет развитием сюжета, что может сделать прохождение более увлекательным.
Далее...
В заголовке данной статьи вы видите, казалось бы, очевидное утверждение, которое мы слышим очень часто. Но, несмотря на всю его очевидность, меня постоянно интересует, как влияет качество графической информации (или вообще графическая информация) на различные аспекты, связанные с ее восприятием.
И вот недавно нашел еще несколько интересных цифр, которые позволяют оценить влияние графики на восприятие информации и результаты, зависящие от уровня ее восприятия.
Обратите внимание на рисунок На плакате написано: « Мозгу проще обрабатывать информацию, представленную в виде изображений, чем в виде слов или цифр ». И рядом приведены некоторые подтверждающие цифры, взятые из авторитетных источников. Давайте попробуем перевести эти утверждения.
«Обучение с использованием анимаций и другой графической информации позволяет:
- улучшить запоминание информации на 10 %;
- улучшить восприятие (понимание) информации на 30 %;
- увеличивает вовлеченность обучаемого в процесс обучения на 10 %;
- на 50 % уменьшает время обучения.
На основе результатов ряда исследований можно сделать следующие выводы:
- использование изображений позволяет увеличить эффективность процесса обучения до 89 %;
- анимации позволяют улучшить восприятие данных по сравнению со статистическими изображениями».
Согласитесь, достаточно существенные цифры, чтобы серьезно задуматься о способе представления данных при создании презентаций, документов, обучающих курсов и т.п.
К сожалению, значительная часть технической документации, да и некоторые учебные курсы, разрабатываемые на территории бывшего СССР, не отличаются особой информативностью. Одной из причин этого, как раз и является недостаток (невысокий уровень проработки) графической информации. За примерами далеко ходить не приходится. Попробуйте найти и сравнить руководство по эксплуатации какого-нибудь зарубежного автомобиля (будь то BMW, VW, Mercedes, Renault или Ford) с руководством машины, выпущенной отечественным автопромом и сразу все станет ясно.
За рубежом качественная техническая документация, которая передается пользователю вместе с изделием, является не только средством информационной поддержки эксплуатации изделия, но и значимым конкурентным преимуществом . Война за потребителя, которую ведут зарубежные компании, сейчас идет уже не на уровне основных потребительских характеристик изделия, которые у крупных производителей примерно схожи, а на уровне деталей, которые и определяют общее ощущения качества . Одной из таких важных деталей является документация. Если потребитель (пользователь) сможет быстро разобраться в работе сложного изделия, то это будет одним из факторов, определяющих его лояльность к той или иной компании, выпустившей изделие.
У нас пока все несколько иначе. В современных условиях Российского рынка конкурентным преимуществом уже является наличие самой документации , а даже не ее качество. К сожалению, как это не парадоксально, не все производители сложных изделий своевременно разрабатывают комплекты эксплуатационной документации на свои изделия.
Однако в последнее время отечественный производитель все больше и больше вынужден уделять внимание послепродажной поддержке изделий. Со вступлением России в ВТО эта составляющая потребительской ценности образца будет только усиливаться .
В заключении хочу привести еще ряд цифр из отчета Aberdeen Group , которые отражают эффект, достигнутый компаниями из списка Best-in-class (лучшие в отрасли) при использовании 3D графики в различных процессах (обучение, сопровождение эксплуатации, логистика и др.):
- увеличение выручки на 19 %;
- увеличение прибыли на 14 %;
- увеличение межремонтных интервалов 12 %;
- уменьшение стоимости обслуживания на 7 %.
Далее...
На прошлой неделе компания Towards Maturity опубликовала результаты исследования, касающиеся внедрения, использования и эффективности e-learning в автомобильной отрасли . Я ( от имени автора оригинальной статьи ) в начале своей профессиональной деятельности (с 1997 по 2000 год) успел поработать в этой сфере . До сих пор помню множество очных тренингов и обучающих видео по технической поддержке, которые в то время показывали с помощью VHS магнитофонов. Поэтому мне было особенно интересно узнать, что скажут исследования об обучающих технологиях, используемых в отрасли сегодня.
Сам доклад вы можете скачать здесь .
Ниже приведены основные тезисы доклада:
- Основными причинами инвестирования в обучение являются:
- повышение эффективности (снижение времени принятия решений и повышение гибкости управления );
- повышение качества обучения и улучшение результатов обучения (снижение текучки персонала и повышение его квалификации);
- положительное влияние на гибкость ведения бизнеса (готовность к изменениям и внедрениям инноваций).
- Образовательные технологии, в основном, используются для разработки контента, управления обучением, а также для определения целей дальнейшего обучения.
- В 50% случаев контент разрабатывается силами и средствами самого заказчика. Половина всего контента переводится на несколько языков. В этой сфере потребность в формальном обучении в два раза больше средней.
- В данной сфере обучение затрагивает большее количество сотрудников, чем в других сферах (66% против 57% в среднем). Обучение по специальности проходят продавцы, технический персонал, менеджеры среднего и низших звеньев.
- За счет внедрения обучающих технологий достигается экономия времени на обучение (27% в автомобильной отрасли против 22% в среднем) и некоторая экономия средств (до 10% в автомобильной отрасли против 18% в среднем).
- Препятствиями распространения обучающих технологий по прежнему являются: технология передачи информации и коммуникации, а также доступ к информации.
- Средства на обучения значительно выросли за последние 2 года и ожидается их дальнейший рост. Доля организаций, внедряющих технологии обучения также растет.
Очень приятно осознавать, что отрасль все больше внедряет обучающие технологии и надеюсь, что эта тенденция сохранится в будущем. Я думаю, что сосредоточенность на формальном обучении имеет следующие причины:
- большое количество технического персонала («синих воротничков»);
- обучение часто затрагивает инженерные и технологические моменты;
- большая зависимость процессов обучения от процесса изготовления и контроля качества.
Оригинал данной статьи можно найти здесь .
Будем надеятся, что в ближайшем будущем отечественная автомобильная отрасль также сможет в полной мере оценить достоинства дистанционного обучения персонала.
Далее...
Как уже упоминалось на нашем сайте , 28 октября 2011 года завершилась конференция клиентов и партнеров компании WebSoft «Лаборатория идей 2011».
Мне и моему коллеге – Денису Якореву, посчастливилось принять непосредственное участие в данном событии.
Попробую дополнить и развить отдельные важные мысли, прозвучавшие на конференции.
Итак, мысль первая:
1. Обучение должно быть максимально адаптировано под особенности обучаемого.
Суть адаптивной модели обучения уже была затронута в одной из статей нашего ресурса. Идеальным развитием данной модели является представление учебного контента не в виде набора некоторых элементов (учебных модулей, блоков и т.п.), а в виде непрерывной последовательности.
Опять же, в идеале, обучаемый на основе уровня первоначальной подготовки должен иметь возможность «входа» в произвольной точке в подобный непрерывный массив информации.
К сожалению, на данный момент, реализация подобных систем достаточно трудоемка, т.к. в реальной ситуации при дроблении информации (стремлении к ее непрерывности) мы можем получить неуправляемый массив данных.
Наиболее рациональным подходом является реализации адаптивной модели обучения на двух взаимосвязанных уровнях:
- на уровне LMS (системы управления обучением), когда последовательность прохождения курсов, количество учебных модулей, которое должен освоить обучаемый, определяется при помощи комбинации траекторий обучения и блоков управления траекторией обучения (тесты; элементы управления, позволяющие пользователю выбирать изучаемый материал). Соответственно обучаемому предоставляется (или не предоставляется) необходимый учебный материал;
- на уровне учебных модулей. В данном случае схема, описанная выше для LMS, реализуется внутри учебного модуля, что позволяет, опять же, изменить линейную последовательность изучения материала модуля.
2. При создании информации необходимо учитывать особенности ее восприятия каждым обучаемым.
Самый сложный для реализации момент, как в плане технологий, так и, соответственно, стоимости – это создание такого представления информации, которое будет учитывать психофизические особенности конкретного человека.
Сейчас при разработке учебного материала используется некая «усредненная» модель обучаемого. Считается, что все примерно равны в плане восприятия информации. Но вы, конечно же, знаете, что это не совсем так. Вот здесь и возникает простор и поле для творчества со стороны разработчиков учебного контента.
Проблему учета психофизических особенностей обучаемого и направления ее решения затронули многие докладчики: Елена Тихомирова (e-Learning), Павел Ковалев (WebSoft) и другие.
3. Программное обеспечение, используемое для автоматизации процессов обучения и управления персоналом не стоит на месте.
Алексей Корольков (WebSoft) показал интереснейшие наработки ведущих компаний (Google, IBM) в плане взаимодействия человека и компьютера, которые скоро могут войти в нашу жизнь и упростить наше общение с «железом» (или уже не с «железом»???).
После доклада Алексея у меня сложилось впечатление, что SkyNET нас ждет и «Судный день» не за горами.
Особенно запомнилось, из того, что показал Алексей, – это возможность распознавания и повторения компьютером мимики человека, а также возможность ответа его на достаточно сложные вопросы, заданные человеком.
Кульминацией конференции явилась демонстрация возможностей новой системы WebTutor 3 .
Добавлено много очень полезных функций, оптимизированы (с точки зрения производительности) существующие, переработан интерфейс. Один из важных моментов – реализована работа интерфейсной части web-портала WebTutor при использовании практически всех наиболее распространенных браузеров.
В одном из наших проектов мы планировали решать вопрос автоматизации документооборота при помощи стороннего программного обеспечения. Теперь есть возможность реализовать данные процессы непосредственно на платформе WebTutor. Это позволит упростить не только конфигурацию создаваемого решения (исключить дополнительные приложения), но и более тесно увязать процессы обучения и управления документацией. Ждем с нетерпением выхода новой версии, потому как именно на ней будем создавать следующий проект.
Конечно, помимо всего вышеизложенного на конференции было высказано еще много глубоких мыслей и идей, но их реализация пока остается за горизонтом ближайшего будущего (то есть не в этой пятилетке)…
Далее...
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, функционал современных систем дистанционного обучения (СДО) уже давно вырос из рамок управления дистанционным обучением и продолжает охватывать все новые и новые области управления персоналом. В некоторых СДО уже появилась возможность автоматизации оценки персонала 360, оценки повседневной деятельности сотрудников, управления талантами и т.д.
С появлением у систем новых возможностей, растет и путаница среди заказчиков: при выборе СДО очень сложно охватить всю номенклатуру характеристик системы, а тем более сравнить несколько систем между собой. Положение усугубляется еще и тем, что у каждого из разработчиков свой взгляд на структуру разрабатываемого продукта. Соответственно перед заказчиками встает вопрос: как понять насколько конкретная СДО удовлетворяет его потребностям? Мы попытались разобраться с этим вопросом.
Забегая вперед, могу сказать, что задачка оказалась достаточно тривиальной.
Учитывая то, что инструменты, имеющиеся в СДО направлены на управление оценкой и развитием сотрудников на протяжении всего цикла их деятельности, было решено отталкиваться от общего перечня HR-процессов на предприятии.
Для образца мы взяли идеальное предприятие с типичной схемой HR процессов, выглядящей следующим образом:
Структура HR-процессов предприятия
Следующим шагом стало определение процессов, которые в данной схеме возможно автоматизировать. Допустим, что мы получили следующую картину:
Автоматизируемые и не автоматизируемые процессы
На данной схеме пиктограмма означает, что процесс невозможно или нецелесообразно автоматизировать, а пиктограмма то, что процесс может быть частично или полностью автоматизирован. Следующим шагом является сопоставление возможностей конкретной СДО и полученной нами схемы. Отношение количества процессов, которые возможно автоматизировать средствами конкретной СДО к общему количеству автоматизируемых процессов будет являться показателем эффективности СДО для конкретного предприятия. Данная схема должна уточняться для каждого конктетного случая, чтобы избежать «избытка» или «недостатка» автоматизации.
Конечно, помимо количественного отношения, необходимо еще учесть и качество (функциональность и удобство) автоматизации того или иного процесса.
Хотелось бы особо отметить, что перед тем, как заниматься автоматизацией деятельности в целом или внедрением СДО в частности, необходимо навести порядок в автоматизируемых процессах предприятия, потому как иначе мы можем получить не желаемый эффект, а «автоматизированный хаос».
В этоге мы вышли к обобщенному понятию качества системы, которое можно определить, как соответствие совокупности характеристик системы набору (множеству) требований, предъявляемых тем или иным пользователем.
Далее...
|
|