19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).
Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.
В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.
Использование S1000D для подготовки и управления учебным контентом имеет следующие преимущества:
- эффективное управление жизненным циклом информации –использование стандартного набора метаданных S1000D гарантирует, что учебный контент будет обновляться при любых изменениях, затрагивающих техническую документацию;
- унифицированное обозначение информационных объектов технической документации и учебного контента;
- возможность представления объектов технической документации (модулей данных, иллюстраций, мультимедиа-объектов и др.) в виде объектов SCORM , что обеспечивает их использование в любой SCORM-совместимой СДО.
Интеграция технической документации и учебного контента позволяет не только повысить эффективность использования СДО в процессе подготовки специалистов, но и предоставить им оперативный доступ к достоверной и качественной информации, которая может быть использована для информационной поддержки различных операций, выполняемых с изделиями на всех стадиях их жизненного цикла.
В настоящее время уже существуют системы разработки технической документации, которые позволяют создавать пакеты SCORM на основе модулей данных CSDB. Примерами таких систем являются Arbortext (продукт компании PTC ), SiberSafe S1000D CMS/CSDB (продукт компании Sibelogic ), SIMPLICIO (продукт компании Isselnord ).
Последний из перечисленных продуктов нам удалось достаточно подробно изучить и пообщаться с его разработчиками на выставке ITEC , которая прошла 22-24 мая в Риме.
В ближайшее время планируется ряд статей, посвященных современному состоянию вопросов интеграции технической документации и обучающих систем и подробный обзор примеров решений, которые реализуют подобную интеграцию.
Далее...
Все более заметна тенденция к постоянному повышению скорости обновления знаний. Для современно сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее он начнет приносить необходимый результат в своей работе. Для этого необходимы средства, обеспечивающие мобильность знаний, упрощающие и повышающие оперативность доступа к ним.
Одним из направлений повышения эффективности обучения, усвоения информации и сокращения затрат на сам процесс обучения является разработка и использование автоматизированных обучающих систем (АОС).
В настоящее время применяется множество терминов, обозначающих автоматизированную обучающую систему, которые, по сути, являются аналогичными. Наиболее распространенными из них являются:
- система дистанционного обучения (СДО);
- автоматизированная система дистанционного обучения (АСДО);
- автоматизированная система обучения (АСО);
- обучающая программа;
- обучающая система и ряд других, менее распространенных понятий из области электронного обучения.
Для пояснения общего смысла перечисленных выше терминов можно привести следующее определение.
Автоматизированная обучающая система – это комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих предоставление обучаемым изучаемого материала, проверку знаний обучаемых, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Практически все современные АОС поддерживают стандартизованные способы работы с данными, регламентированные стандартом SCORM .
На прошлой неделе компания Towards Maturity опубликовала результаты исследования, касающиеся внедрения, использования и эффективности e-learning в автомобильной отрасли . Я ( от имени автора оригинальной статьи ) в начале своей профессиональной деятельности (с 1997 по 2000 год) успел поработать в этой сфере . До сих пор помню множество очных тренингов и обучающих видео по технической поддержке, которые в то время показывали с помощью VHS магнитофонов. Поэтому мне было особенно интересно узнать, что скажут исследования об обучающих технологиях, используемых в отрасли сегодня.
Сам доклад вы можете скачать здесь .
Ниже приведены основные тезисы доклада:
- Основными причинами инвестирования в обучение являются:
- повышение эффективности (снижение времени принятия решений и повышение гибкости управления );
- повышение качества обучения и улучшение результатов обучения (снижение текучки персонала и повышение его квалификации);
- положительное влияние на гибкость ведения бизнеса (готовность к изменениям и внедрениям инноваций).
- Образовательные технологии, в основном, используются для разработки контента, управления обучением, а также для определения целей дальнейшего обучения.
- В 50% случаев контент разрабатывается силами и средствами самого заказчика. Половина всего контента переводится на несколько языков. В этой сфере потребность в формальном обучении в два раза больше средней.
- В данной сфере обучение затрагивает большее количество сотрудников, чем в других сферах (66% против 57% в среднем). Обучение по специальности проходят продавцы, технический персонал, менеджеры среднего и низших звеньев.
- За счет внедрения обучающих технологий достигается экономия времени на обучение (27% в автомобильной отрасли против 22% в среднем) и некоторая экономия средств (до 10% в автомобильной отрасли против 18% в среднем).
- Препятствиями распространения обучающих технологий по прежнему являются: технология передачи информации и коммуникации, а также доступ к информации.
- Средства на обучения значительно выросли за последние 2 года и ожидается их дальнейший рост. Доля организаций, внедряющих технологии обучения также растет.
Очень приятно осознавать, что отрасль все больше внедряет обучающие технологии и надеюсь, что эта тенденция сохранится в будущем. Я думаю, что сосредоточенность на формальном обучении имеет следующие причины:
- большое количество технического персонала («синих воротничков»);
- обучение часто затрагивает инженерные и технологические моменты;
- большая зависимость процессов обучения от процесса изготовления и контроля качества.
Оригинал данной статьи можно найти здесь .
Будем надеятся, что в ближайшем будущем отечественная автомобильная отрасль также сможет в полной мере оценить достоинства дистанционного обучения персонала.
Далее...
Как уже упоминалось на нашем сайте , 28 октября 2011 года завершилась конференция клиентов и партнеров компании WebSoft «Лаборатория идей 2011».
Мне и моему коллеге – Денису Якореву, посчастливилось принять непосредственное участие в данном событии.
Попробую дополнить и развить отдельные важные мысли, прозвучавшие на конференции.
Итак, мысль первая:
1. Обучение должно быть максимально адаптировано под особенности обучаемого.
Суть адаптивной модели обучения уже была затронута в одной из статей нашего ресурса. Идеальным развитием данной модели является представление учебного контента не в виде набора некоторых элементов (учебных модулей, блоков и т.п.), а в виде непрерывной последовательности.
Опять же, в идеале, обучаемый на основе уровня первоначальной подготовки должен иметь возможность «входа» в произвольной точке в подобный непрерывный массив информации.
К сожалению, на данный момент, реализация подобных систем достаточно трудоемка, т.к. в реальной ситуации при дроблении информации (стремлении к ее непрерывности) мы можем получить неуправляемый массив данных.
Наиболее рациональным подходом является реализации адаптивной модели обучения на двух взаимосвязанных уровнях:
- на уровне LMS (системы управления обучением), когда последовательность прохождения курсов, количество учебных модулей, которое должен освоить обучаемый, определяется при помощи комбинации траекторий обучения и блоков управления траекторией обучения (тесты; элементы управления, позволяющие пользователю выбирать изучаемый материал). Соответственно обучаемому предоставляется (или не предоставляется) необходимый учебный материал;
- на уровне учебных модулей. В данном случае схема, описанная выше для LMS, реализуется внутри учебного модуля, что позволяет, опять же, изменить линейную последовательность изучения материала модуля.
2. При создании информации необходимо учитывать особенности ее восприятия каждым обучаемым.
Самый сложный для реализации момент, как в плане технологий, так и, соответственно, стоимости – это создание такого представления информации, которое будет учитывать психофизические особенности конкретного человека.
Сейчас при разработке учебного материала используется некая «усредненная» модель обучаемого. Считается, что все примерно равны в плане восприятия информации. Но вы, конечно же, знаете, что это не совсем так. Вот здесь и возникает простор и поле для творчества со стороны разработчиков учебного контента.
Проблему учета психофизических особенностей обучаемого и направления ее решения затронули многие докладчики: Елена Тихомирова (e-Learning), Павел Ковалев (WebSoft) и другие.
3. Программное обеспечение, используемое для автоматизации процессов обучения и управления персоналом не стоит на месте.
Алексей Корольков (WebSoft) показал интереснейшие наработки ведущих компаний (Google, IBM) в плане взаимодействия человека и компьютера, которые скоро могут войти в нашу жизнь и упростить наше общение с «железом» (или уже не с «железом»???).
После доклада Алексея у меня сложилось впечатление, что SkyNET нас ждет и «Судный день» не за горами.
Особенно запомнилось, из того, что показал Алексей, – это возможность распознавания и повторения компьютером мимики человека, а также возможность ответа его на достаточно сложные вопросы, заданные человеком.
Кульминацией конференции явилась демонстрация возможностей новой системы WebTutor 3 .
Добавлено много очень полезных функций, оптимизированы (с точки зрения производительности) существующие, переработан интерфейс. Один из важных моментов – реализована работа интерфейсной части web-портала WebTutor при использовании практически всех наиболее распространенных браузеров.
В одном из наших проектов мы планировали решать вопрос автоматизации документооборота при помощи стороннего программного обеспечения. Теперь есть возможность реализовать данные процессы непосредственно на платформе WebTutor. Это позволит упростить не только конфигурацию создаваемого решения (исключить дополнительные приложения), но и более тесно увязать процессы обучения и управления документацией. Ждем с нетерпением выхода новой версии, потому как именно на ней будем создавать следующий проект.
Конечно, помимо всего вышеизложенного на конференции было высказано еще много глубоких мыслей и идей, но их реализация пока остается за горизонтом ближайшего будущего (то есть не в этой пятилетке)…
Далее...
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, функционал современных систем дистанционного обучения (СДО) уже давно вырос из рамок управления дистанционным обучением и продолжает охватывать все новые и новые области управления персоналом. В некоторых СДО уже появилась возможность автоматизации оценки персонала 360, оценки повседневной деятельности сотрудников, управления талантами и т.д.
С появлением у систем новых возможностей, растет и путаница среди заказчиков: при выборе СДО очень сложно охватить всю номенклатуру характеристик системы, а тем более сравнить несколько систем между собой. Положение усугубляется еще и тем, что у каждого из разработчиков свой взгляд на структуру разрабатываемого продукта. Соответственно перед заказчиками встает вопрос: как понять насколько конкретная СДО удовлетворяет его потребностям? Мы попытались разобраться с этим вопросом.
Забегая вперед, могу сказать, что задачка оказалась достаточно тривиальной.
Учитывая то, что инструменты, имеющиеся в СДО направлены на управление оценкой и развитием сотрудников на протяжении всего цикла их деятельности, было решено отталкиваться от общего перечня HR-процессов на предприятии.
Для образца мы взяли идеальное предприятие с типичной схемой HR процессов, выглядящей следующим образом:
Структура HR-процессов предприятия
Следующим шагом стало определение процессов, которые в данной схеме возможно автоматизировать. Допустим, что мы получили следующую картину:
Автоматизируемые и не автоматизируемые процессы
На данной схеме пиктограмма означает, что процесс невозможно или нецелесообразно автоматизировать, а пиктограмма то, что процесс может быть частично или полностью автоматизирован. Следующим шагом является сопоставление возможностей конкретной СДО и полученной нами схемы. Отношение количества процессов, которые возможно автоматизировать средствами конкретной СДО к общему количеству автоматизируемых процессов будет являться показателем эффективности СДО для конкретного предприятия. Данная схема должна уточняться для каждого конктетного случая, чтобы избежать «избытка» или «недостатка» автоматизации.
Конечно, помимо количественного отношения, необходимо еще учесть и качество (функциональность и удобство) автоматизации того или иного процесса.
Хотелось бы особо отметить, что перед тем, как заниматься автоматизацией деятельности в целом или внедрением СДО в частности, необходимо навести порядок в автоматизируемых процессах предприятия, потому как иначе мы можем получить не желаемый эффект, а «автоматизированный хаос».
В этоге мы вышли к обобщенному понятию качества системы, которое можно определить, как соответствие совокупности характеристик системы набору (множеству) требований, предъявляемых тем или иным пользователем.
Далее...
|
Сегодня на российском рынке представлено достаточно много различных систем дистанционного обучения. Однако, данных относительно их функционала, возможностей, удобства и других важных параметров в открытых источниках почти не найти. В свое время нашей компании пришлось выбирать какую СДО предлагать клиентам . Понятно, что гораздо легче предлагать систему, в возможностях которой уверен, поэтому нам пришлось провести анализ рынка отечественных систем дистанционного обучения . |
Почему именно отечественные СДО? Дело в удобстве. Заказчики бывают разные, соответственно и их потребности также разные. Найти СДО, удовлетворяющую все их желания, невозможно, а вот доработать уже существующую под конкретного заказчика вполне реально. И вот тут выявляется основное преимущество отечественных разработчиков – они всегда «под рукой» и могут выполнить подобную задачу за приемлемое время . Согласитесь, очень удобно.
Следующим шагом стало определение возможных претендентов . После небольшого анализа рынка стало понятно, что наибольшую популярность заслужили СДО WebTutor компании WebSoft, e-Learning Server 3000 компании Гиперметод и СДО “Прометей” компании “Виртуальные технологии в образовании”. Эти продукты и были выбраны нами для дальнейшего рассмотрения.
Неудивительно, что в этой игре на выбывание первым проигравшим , несмотря на свое божественное происхождение, оказалась СДО “Прометей” . Изначально данная система была ориентирована в основном на академический сектор. Функционал данной системы не позвляет в полной мере удовлетворить потребности коммерческих компаний. В частности: система не имеет возможности отслеживать развитие сотрудников в процессе их деятельности, управлять талантами. Кроме того под вопросом были процессы интеграции данной СДО с другими корпоративными информационными системами (кадрового учета, системами автоматизации текущей деятельности), этого оказалось вполне достаточно, чтобы отсеять первого конкурсанта.
Основная борьба развернулась между СДО e-Learning Server и СДО WebTutor. Обе системы широко распространены на рынке, однако по этому показателю СДО от компании Гиперметод значительно уступает своему конкуренту (по последним данным 8% Гиперметода против 55% компании WebSoft). Почему же разница в популярности так велика? После общения с пользователями e-Learning Server мы выяснили некоторые подробности…
Система Гиперметода работает по принципу управления контентом, которая стала популярной среди хост-провайдеров. В данном компоненте она практически идентична WebTutor, но большинство тонких настроек доступны только при наличии квалифицированного PHP и SQL программиста. Кроме того, система не имеет графического интерфейса для гибкой настройки отчетов или изменения структуры шаблонов портала.
Вообще внесение каких-либо изменений в e-Learning Server представляется задачей нетривиальной и требует привлечения квалифицированных ИТ специалистов. Учитывая то, что Заказчик изначально не всегда точно представляет, что должен получить в конечном итоге (практически всегда появляются некие пожелания в дополнении к тем, что были заложены в ТЗ), проблемы с изменением параметров системы могут значительно осложнить ее дальнейшее использование, что, согласитесь, не очень-то здорово.
Портал e-Learning Server может взаимодействовать с системами кадрового учета, если заказать соответсвующую доработку функционала. Доработки делаются в форме закрытых от изменения скриптов или программного кода, внедряемого непосредственно в систему.
В целом можно сказать, что система достаточно надежная и, если ее функционал полностью сопадает с требованиями Закачзика и не требуется какая-то его модернизация, то прекрасно справляется с тем кругом задач, который перед ней поставлен. Основным же ее недостатком является сложность доработки . Все-таки не каждая организация пойдет на включение в штат специалиста только для поддержки СДО.
В отличие от своего оппонента у WebTutor проблем с гибкостью нет. Модульное построение позволяет подобрать конфигурацию системы под конкретного заказчика, а использовать весь функционал системы после непродолжительного ознакомления может практически любой пользователь.
Кроме того функциональные возможности WebTutor не только не уступают системе от Гиперметода, но по некоторым параметрам и превосходят ее. Немаловажным является и тот факт, что возможности системы позволяют не только отслеживать, но и управлять развитием сотрудников: формировать путь совершенствования профессиональных навыков как индивидуально, так и для определенных групп, выявлять наиболее талантливых сотрудников для формирования кадрового резерва и многое-многое другое. Подобного функционала у остальных участников попросту нет.
В целом могу сказать, что помимо теории, изложенной в данной статье наш выбор подтвердился практикой внедрений системы WebTutor . Кроме того, сама система оказалась полезна и внутри компании для аккумулирования и передачи знаний, обучения новых сотрудников.
Далее...
Как правило модели обучения не зависят от способа реализации учебного процесса: будь то очное обучение или обучение с использованием автоматизированных обучающих систем (далее “обучающих систем”).
Ключевое отличие использования обучающей системы состоит в максимальной адаптивности модели обучения под требования обучаемого.
Для того, чтобы продолжить анализ моделей обучения, предлагаю определиться с терминологией. Итак…
Модель обучения — схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся.
Адаптивность – это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя.
Адаптируемость системы – это возможность пользователя изменять структуру и параметры системы.
Большинство известных классических моделей обучения связаны со способом подачи и представления материала. К таким моделям (теориям) обучения можно отнести:
- бихейвиористская теория обучения;
- ассоциативно-рефлекторная теория усвоения;
- теория поэтапного формирования умственных действий;
- концепция алгоритмизации;
- трансформационная теория обучения.
Более подробную информацию о сути данных теорий можно найти в Википедии.
Синтез постулатов, характерных для различных теорий, позволяет сформировать следующие принципы обучения :
- знания удобнее представлять в виде блоков (бихейворизм);
- блоки знаний должны быть взаимосвязаны друг с другом (ассоциативно-рефлекторная теория);
- новые знания должны мотивировать обучаемого (теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо повторение пройденного материала (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- при оценке ответов на поставленные вопросы необходимо учитывать уровень ученика (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо предоставить ученику возможность обобщения знаний в систему и ее трансформацию (трансформационная теория обучения);
- для успешного поиска ответов на поставленные задачи необходимо изучение алгоритмов решения задач (концепция алгоритмизации).
Данные принципы являются основой построения учебного материала любой обучающей системы, будь она очной или дистанционной.
По схеме реализации учебного процесса в обучающих системах различают две принципиально разных модели обучения :
Линейная модель характеризуется строгой последовательностью прохождения учебного материала (блоков, модулей), которая заранее предопределена разработчиком системы (администратором, преподавателем, разработчиком учебных материалов и т.п.). Несмотря на то, что данные последовательности, как правило различаются на уровне категорий (школьники, студенты), групп (по специальностям) и даже отдельных студентов (по уровню подготовки), тем не менее процесс обучения заключается в переходе от одного учебного блока (модуля) к другому по заранее заданной траектории.
В качестве достоинств данной модели можно отметить высокий уровень стандартизации (подготовка универсальных программ) и простота построения. Основным недостатком линейной модели является отсутствие возможности учета индивидуальных особенностей обучаемого, как психофизических, так и умственных. Схема простейшей линейной модели обучения представлена на рисунке.
На схеме не приведены характеристики вершин и дуг графа. Учебный модуль (УМ) – является наименьшей единицей информации в программе обучения. Модули итогового тестирования (ИТМ) – являются точками принятия решения о целесообразности повторного изучения учебного модуля. Учебный модуль 3 (УМ3) является общим для двух программ обучения, поэтому расположен на их границе.
Противоположностью линейной модели является адаптивная модель обучения . Существует множество различных подходов к построению адаптивных моделей, связанных, как с программной реализацией, так и с особенностями дискретизации учебного материала.
Суть адаптивной модели обучения заключается в следующем: последовательность прохождения учебного материала динамически генерируется в зависимости от пожеланий обучаемого (к видам представления информации, глубине изложения материала и т.п.) и результатов анализа деятельности обучаемого (входное или промежуточное тестирование, оценка психофизического состояния).
В современных обучающих системах виды представления информации должны учитывать особенности репрезентативной системы обучаемого. Кто-то из обучаемых является визуалом (лучше воспринимает информацию в виде изображений), другие — аудиалы, которые воспринимают информацию на слух, третьи – кинестетики, — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Конечно, для третьей категории обучаемых применение обучающих систем является наиболее проблемным вопросом, т.к. современные средства вычислительной техники не позволяют в полной мере удовлетворить особенности их восприятия. Здесь более уместным является применение динамических тренажеров, но эту тему мы затронем в следующих публикациях.
Как же в самом простом варианте можно реализовать в обучающей системе адаптивную модель обучения ? Приведу пример из практики.
На одном из предприятий при разработке обучающей системы (внедрения ПО, создания учебного контента) была реализована примерно следующая схема:
- Разработка учебного материала велась с учетом специализации групп обучаемых (элемент линейной модели обучения).
- Для каждого модуля, который является трудным для восприятия или содержит значительное количество информации, разрабатывалось две его версии: упрощенно-поверхностная и детализированная.
- При переходе к сложному модулю обучаемый проходил входной тест, который позволял определить уровень его знаний по новой теме (некоторая часть специалистов к началу обучения уже обладала необходимыми знаниями, навыками и умениями).
- По результатам теста обучаемый:
а) перенаправлялся к следующему модулю (пропускал тему, если тест выявлял достаточный уровень знаний по теме); б) переходил к упрощенной версии модуля (если уровень подготовки обучаемого был выше среднего; одновременно была возможность получить более подробные сведения из модуля, содержащего детализированную информацию); в) направлялся к детализированному модулю, если его знания оказывались недостаточными.
- Помимо входных тестирований для учебных модулей, имеющих разную глубину изложения материала, для всех без исключения модулей были реализованы процедуры итогового тестирования , которые позволяли вернуть обучаемого к началу раздела/темы при недостаточном уровне знаний, полученных в ходе изучения модуля.
Фрагмент схемы данной адаптивной модели приведен на рисунке.
Развитием подобной модели является включение логических блоков непосредственно в материал учебного модуля, что позволяет динамически изменять траекторию обучения и способы представления информации не только между модулями, но и внутри одного модуля.
Другим вариантом может быть динамическое формирование траектории обучения на основе одного большого входного теста, который объединяет в себе все вопросы по дисциплине. По результатам данного теста формируется перечень учебных модулей, которые должен пройти обучаемый.
Далее...
 |
Признавая всю «человечность» традиционной системы обучения и всю «неестественность» индустриального дистанционного обучения, оно является единственно возможным в эпоху социального заказа на высокий уровень образовательной подготовки населения в целом
Peters O. Founding The Open Universities. New Delhi, Sterling Publishers Private, Ltd., 1997
|
Как же определить самое существенное и основополагающее в дистанционном обучении? Непростой вопрос, как мне кажется. Но что самое главное – сугубо индивидуальный. Каждый сам определяет для себя выбор способа обучения, а также достоинства и недостатки конкретного учебного процесса.
Если говорить в целом, то дистанционное обучение — это способ передачи знаний, формирования навыков и умений, основанный на интерактивном взаимодействии обучаемого с компьютером. При этом администрирование процесса обучения максимально автоматизировано, взаимодействие обучаемых и тьюторов (наставников или преподавателей) осуществляется в основном при помощи различных каналов коммуникации, но без личного общения.
Но есть некоторые обобщенные точки зрения на дистанционное обучение, которые я и попытаюсь раскрыть в этой статье. Это точка зрения человека, который самостоятельно выбирает данную форму обучения и человека, который по сложившимся обстоятельствам вынужден учиться дистанционно .
Что же ищет человек, самостоятельно выбирающий дистанционную форму обучения . Не ошибусь, если предположу, что основное – это свободы! Свободы выбора времени и места обучения, выбора предмета и специальности, свободы выбора обучающей организации.
Таким образом, с этой точки зрения суть дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:
- возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местоположения обучаемого;
- получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;
- возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.
Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано . Возможно в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет (бывает и такое!). Зачастую в данной ситуации со стороны обучаемого неизбежно возникает сопротивление. И здесь сложно его винить. Вспомните школу или ВУЗ, где вы учились. Приносила ли Вам учеба радость? Всегда ли Вам нравилось учиться. Скорее нет. Многие воспринимали процесс обучения, как необходимость, своего рода повинность. С дистанционной формой обучения все обстоит примерно так же.
Если дистанционная форма обучения является вынужденной , то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:
- есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности обучения (мягко говоря);
- для некоторых категорий обучаемых получение образования посредством компьютера является непривычным и даже неприемлемым;
- ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.
Ну и, конечно, не стоит забывать о третьей точки зрения, которую я не упомянул в начале статьи – это точка зрения организатора обучения – работодателя.
Как правило, взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен . В основном он затрагивает следующие аспекты:
- сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);
- распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;
- создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.
Так в чем же суть дистанционного обучения? Вопрос одновременно простой и сложный. С технической точки зрения — это можно рассматривать, как набор технологий, а с точки зрения потенциальных обучаемых, как набор возможностей и ограничений.
Чтобы до конца разобраться в этом вопросе посмотрите информацию на нашем и других ресурсах в сети Интернет, пообщайтесь с теми, у кого есть опыт дистанционного обучения. Думаю, что после этого Вы сможете безошибочно для себя определить – в чем же для Вас может заключаться суть дистанционного обучения .
Далее...
Для того, чтобы полностью ознакомиться с автоматизированной системой обучения (обучающей системой, системой дистанционного обучения) необходимо рассмотреть не только ее пользовательскую часть, но и функции настройки и администрирования системы.
Как правило, большинство примеров коммерческих систем обучения, размещенных в сети интернет, позволяют оценить только работу пользователя. Да и то не в полной мере, потому что внешний вид и настройку пользовательского интерфейса демонстрационной версии разработчики пытаются сделать максимально простой, чтобы не “спугнуть” потенциальных клиентов.
Примеры коммерческих систем обучения можно найти по следующим адресам:
- http://mylms.ru/ – сервис с возможностью создания бесплатной СДО (как для управления, так и для пользователей). Система построена на базе WebTutor. Для бесплатной регистрации необходимо выбрать план “Базовый”;
- http://test.elearning.it.ru/ – демо-версия системы дистанционного обучения “Академия АйТи” (необходимо пройти бесплатную регистрацию);
- http://shareknowledge.ru/ – информация о системе дистанционного обучения Competentum. Систем построена на базе Microsoft Office SharePoint Server 2007/2010. Возможность тестового доступа к системе не обнаружена;
- http://www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/demo.html – система дистанционного обучения “Прометей”. Тестового доступа нет, но есть возможность ознакомиться с демонстрационными видеороликами. Для необходимо отправить запрос на адрес info@prometeus.ru или sales@prometeus.ru , указав свои контактные данные (ФИО, должность, рабочий телефон, e-mail ) и полное официальное название организации, которую Вы представляете;
- http://www.stellus.ru/demo_enter/stellus_zayavka.asp – тестовый доступ к системе дистанционного обучения “Stellus”. Для получения доступа необходимо пройти процедуру регистрации. Заявлено, что можно получить неограниченный доступ для работы в полнофункциональной системе на 6 месяцев.
Перед тем, как перейти к примерам бесплатных систем обучения предлагаю ознакомиться с хорошей обзорной статьей, как раз посвященной подобным системам — http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v10_i3/html/9_bogomolov.htm .
Примеры бесплатных систем обучения:
Для того, чтобы оценить систему обучения необходимо в первую очередь определить, какие задачи планируется решать с ее помощью. Попытаться составить матрицу соответствия Ваших пожеланий и требований реальному функционалу системы. Возможно для самостоятельного решения подобной задачи потребуется несколько итераций и значительное количество времени.
Далее...
Воскресенье, 6 Февраль 2011

В данной статье мы попробуем коротко рассмотреть два возможных варианта интеграции обучающих систем:
- Интеграция между различными СДО.
- Интеграция СДО с другими информационными системами.
Вариант 1
Интеграция между СДО осуществляется, в основном, на уровне контента (учебного материала). Для осуществления подобной интеграции СДО должны поддерживать стандарты, регламентирующие требования к подобному контенту и способам его использования.
Наиболее известными стандартами в данной области являются SCORM, AICC и IMS.
В основном эти нормативные документы регламентируют следующие аспекты разработки и использования АОС (СДО):
- архитектуру системы и ее взаимодействие с внешними системами;
- способы взаимодействия обучающей системы и учебных ресурсов;
- представление содержимого курсов;
- модели управления обучением;
- тестирование обучаемых (способы представления результатов, алгоритмы тестирования и т.п.);
- терминологию.
Таким образом подобный вариант интеграции позволяет (с некоторыми ограничениями) передавать учебный контент из одной СДО в другую.
Далее...
|
|