19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).
Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.
В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.
Использование S1000D для подготовки и управления учебным контентом имеет следующие преимущества:
- эффективное управление жизненным циклом информации –использование стандартного набора метаданных S1000D гарантирует, что учебный контент будет обновляться при любых изменениях, затрагивающих техническую документацию;
- унифицированное обозначение информационных объектов технической документации и учебного контента;
- возможность представления объектов технической документации (модулей данных, иллюстраций, мультимедиа-объектов и др.) в виде объектов SCORM , что обеспечивает их использование в любой SCORM-совместимой СДО.
Интеграция технической документации и учебного контента позволяет не только повысить эффективность использования СДО в процессе подготовки специалистов, но и предоставить им оперативный доступ к достоверной и качественной информации, которая может быть использована для информационной поддержки различных операций, выполняемых с изделиями на всех стадиях их жизненного цикла.
В настоящее время уже существуют системы разработки технической документации, которые позволяют создавать пакеты SCORM на основе модулей данных CSDB. Примерами таких систем являются Arbortext (продукт компании PTC ), SiberSafe S1000D CMS/CSDB (продукт компании Sibelogic ), SIMPLICIO (продукт компании Isselnord ).
Последний из перечисленных продуктов нам удалось достаточно подробно изучить и пообщаться с его разработчиками на выставке ITEC , которая прошла 22-24 мая в Риме.
В ближайшее время планируется ряд статей, посвященных современному состоянию вопросов интеграции технической документации и обучающих систем и подробный обзор примеров решений, которые реализуют подобную интеграцию.
Далее...
Те, кто учился в учебных заведениях технической направленности, безусловно, знают, что такое учебные стенды. Учебные стенды являются одним из видов технических средств обучения и представляют собой набор взаимосвязанных компонентов какой-либо системы или устройства, имитирующий часть ее функционала.
Подобные стенды долгое время являлись одними из наиболее наглядных средств обучения. В отличие от бумажных учебных пособий они позволяли обучаемым воочию увидеть устройство сложных систем , пусть и в очень упрощенном виде, и принцип их действия . Учебные стенды также позволяли формировать определенные навыки работы с такими системами. Однако, они имели и существенные недостатки , связанные со сложностью разработки, дороговизной и ограниченной функциональностью. С развитием информационных технологий, появилась альтернатива подобным техническим средствам обучения, которая стала гораздо доступнее и более функциональнее . Она получила название “электронные учебные стенды”.
Электронный учебный стенд , по своей сути, является компьютерной моделью изучаемой системы целиком или отдельных ее элементов. При этом элементы системы выполняются с использованием трехмерного моделирования, а взаимосвязи между ними соответствующим образом программируются.
Технологии трехмерного моделирования на сегодняшний день позволяют с достаточной степенью точности передать не только внешний вид различных объектов, но и наглядно показать их в действии, а при необходимости и демонстрировать скрытые процессы, происходящие с данным объектом. При этом не возникает проблем, связанных с ограниченностью пространства, ведь для применения электронного стенда могут быть использованы любые устройства, начиная от планшетных компьютеров и заканчивая проекторами, в то время как для комплекта учебных стендов, выполненных “в железе” зачастую требуется отдельное помещение. Кроме того, электронные стенды , выполненные таким образом, не только не будут уступать в наглядности своим реальным аналогам, но и в некоторых случаях будут значительно их в этом превосходить.
Программирование взаимосвязей между объектами дает возможность сделать поведение объектов и их взаимодействие реалистичным , а также позволяет сделать электронный стенд интерактивным . Обучаемый с помощью соответствующего интерфейса получает возможность взаимодействовать с элементами стенда, использовать специальные приспособления и инструмент. Несмотря на то, что взаимодействие с компьютером уступает в эффективности выполнению действий с реальными объектами, оно при этом имеет определенные преимущества , позволяющие не только сгладить этот недостаток, но и реализовать новые, до этого времени недоступные, возможности. Во-первых , при большом количестве обучаемых, попробовать свои силы в работе с единственным стендом в нужном объеме получится не у каждого, в то время как электронный стенд позволяет каждому обучаемому выполнять действия неограниченное количество раз . Во-вторых , на электронных стендах за счет использования программирования могут быть реализованы ситуационные задачи практически любой сложности , при этом количество вариантов таких задач, в отличие от реальных учебных стендов, практически не ограничено. В-третьих , электронные стенды не знают износа и поломок , поэтому для них не существует проблемы периодического ремонта, свойственного учебным стендам, постоянно используемым для обучения большого количества учащихся.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сегодня имеются технологии , позволяющие сделать дорогие и неудобные учебные стенды гораздо доступнее для различных учебных заведений. При этом электронные учебные стенды будут иметь ряд значительных преимуществ перед своими реальными аналогами:
- наглядность. В результате использования технологий трехмерного моделирования появилась возможность демонстрации скрытых процессов, а также демонстрации объектов на местах их размещения ;
- высокая функциональность. Электронные учебные стенды могут применяться не только в качестве демонстрационных материалов, но и для отработки ситуационных задач, сложность и количество которых может быть ограничено лишь желаниями заказчика;
- высокая окупаемость. В отличие от реальных стендов, электронные стенды требуют вложений только на стадии их разработки. Они не нуждаются в периодическом ремонте, затратах, связанных с содержанием дополнительных помещений и т.д. Затраты на разработку электронных стендов в свою очередь не превышают затрат на разработку стендов в металле, так как не требуют закупок сложного оборудования или создания дополнительных макетов.
Далее...

|
Руководитель при организации обучения непременно сталкивается сталкивается с вопросом: “Как сделать обучение наиболее эффективным, но при этом отнимающим минимум времени и средств?” . |
Решением данного вопроса, несомненно, является применение современных подходов как к формированию содержания обучения, так и к форме его проведения. Рациональное сочетание этих двух факторов позволяет обеспечить наглядность учебного материала и максимальную вовлеченность обучаемого в процесс, а значит – существенно повысить эффективность обучения.
В данной статье мы не будем касаться вопросов формирования содержания обучения, а рассмотрим средства, с помощью которых оно будет донесено до обучаемых в полном объеме, а именно технические средства обучения .
Под техническими средствами обучения (ТСО) на сегодняшний день понимается широкий спектр устройств, макетов, систем, начиная от микроскопов и заканчивая суперкомпьютерами. Однако задачи, решаемые этими устройствами сводится к:
1. Наглядной демонстрации учебного материала.
2. Имитации функций каких-либо объектов.
3. Контролю знаний и управлению обучением.
Несложно заметить, что практически все эти задачи , сегодня, способен выполнять персональный компьютер , оснащенный дополнительными устройствами ввода и вывода (при необходимости решения специфических задач), а также соответствующим программным обеспечением. Этот факт очень наглядно подтверждается активным внедрением компьютеров в учебных заведениях всех уровней.
Безусловно, компьютер в данном случае не является панацеей, но его возможности позволяют не только заменить многие из используемых сегодня ТСО, но и предоставить обучаемым новые возможности. Компьютерные тренажеры, например, способны в точности имитировать оборудование, с которым обучаемые столкнутся в процессе работы, при этом появляется возможность многократно отрабатывать различные операции и действия, без опасения поломок, износа и т.д.
Какие же преимущества имеет компьютер перед другими ТСО?
Все в одном . Компьютер позволяет отказаться от привычного набора оборудования, используемого на занятии, и заменить его на соответствующий набор графической информации, компьютерных тренажеров и специализированного ПО. Стоить отметить, что такая замена полностью оправдана. В-первую очередь качественно разработанный контент позволит значительно повысить наглядность информации, показать то, что раньше можно было отобразить лишь схематично. Во-вторых стоимость разработки такого контента значительно ниже стоимости оборудования, к тому же один раз созданный файл может быть многократно размножен и использован.
Компьютер не устает. Мы все воспринимаем информацию с разной скоростью. В отличие от преподавателей и инструкторов, компьютер может работать и повторять одни и те же действия столько раз, сколько потребуется обучаемому для качественного усвоения материала.
Дистанционное обучение. Только с широким распространением сети интернет и развитием компьютерных технологий у обучаемых появилась возможность получать всю необходимую информацию не выходя из дома. В последние годы широкое распространение получают онлайн-семинары. Во время семинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. При этом обучаемые имеют возможность обратной связи с преподавателем, то есть по функциональности такие занятия практически соответствуют очным.
Очевидно, что активное внедрение компьютеров в процесс обучения оправдано, однако оно повлечет за собой значительные изменения как в форме , так и в методике проведения занятий. При использовании ТСО только для иллюстрации учебного материала, такие изменения будут минимальны. Как правило, в этом случае достаточно и несложного оборудования: компьютера и видеопроектора. При необходимости интерактивного участия обучаемого (например, при работе на компьютерном тренажере, проверке знаний, самостоятельной работе в рамках очного обучения) наиболее целесообразным представляется использование учебных аудиторий, оснащенных ЭВМ из расчета 1 машина на 1 обучаемого.
|
Очень перспективным вариантом является использование в качестве ЭВМ не привычных персональных компьютеров, а получающих все большее распространение планшетных компьютеров, увязанных в единую локальную беспроводную сеть. Мобильность обучаемого позволяет организовать работы на различных учебных местах, а также, при соответствующей подготовке, вне учебных аудиторий, что называется “в поле”.
Активное развитие информационной среды (интернет-технологий, беспроводной передачи данных и т.д.) позволяет в некоторых случаях полностью заменить классическую форму обучения дистанционной . Представьте насколько это удобно для людей с ограниченными возможностями, людей проживающих вдалеке от учебных заведений, а также для тех, кто стремиться получать новые знания, не отходя от рабочего места. Перспективными направлениями этой формы обучения безусловно являются онлайн-семинары, а также интерактивные обучающие курсы, предоставляющие обучаемым возможность активного изучения учебного материала.
Стоит сказать, что к выводу о преимуществах дистанционного обучения постепенно приходят и руководители организаций разного уровня, заинтересованные в постоянном развитии своих сотрудников. На сегодняшний день количество внедрений корпоративных систем дистанционного обучения по всему миру стремительно растет, что является наиболее наглядным свидетельством их эффективности.
Далее...
Воскресенье, 6 Февраль 2011
Для того, чтобы ответить на вопрос — что же такое «Автоматизированные обучающие средства» необходимо определить основу данного термина — это слово «обучающие».
Согласно данным Википедии обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, умений, навыков.
Следовательно термин «Автоматизированные обучающие средства» можно трактовать следующим образом — это совокупность саморегулирующих технических средств и систем управления, которые существенно уменьшают степень участия человека или трудоемкость выполнения действий по передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Под степенью участия человека здесь очевидно понимается участие педагога, но никак не учащегося.
Саморегулирующими техническими средствами могут являться системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.
|
|