Недавно мы сделали еще один маленький шажок на пути к сближению процессов разработки технической документации и обучающих курсов. В этом нам помогло приложение Deep Exploration (сейчас оно называется SAP Visual Enterprise Autor ).
Приложение изначально предназначено для разработки графики на основе 3D моделей. На наш взгляд, оно является одним из самых функциональных и удобных приложений в своем классе: оно практически всеядно — отлично работает с моделями, как выполненными в системах автоматизированного проектирования, так и других прогрммах для создания 3D графики (например 3dsMax). На выходе можно получить 2D иллюстрации и 3D анимации отличного качества, вполне подходящие для любой технической документации (руководства по эксплуатации и ремонту, различные инструкции по сборке-разборке и т.д.).
Но сейчас нас заинтересовала другая функция данного приложения — возможность публиковать модели для дальнейшей работы с ними посредством стандартного Internet-браузера.
В результате такой публикации создается HTML страничка со встроенным плеером для 3D моделей. У плеера достаточно приличный функционал, в чем вы сами убедитесь ниже.
Недолго думая, мы попытались встроить плеер в CourseLab . Получилось. Оказалось, что не так сложно настроить взаимодействие между объектами CourseLab’a и плеером. Практически все функции, которые доступны в плеере, можно вызывать командами на языке JavaScript.
Ниже представлен небольшой ролик с демонстрацией основных возможностей плеера (гиперссылки под моделью, кнопки «Далее» и «Проверить» — объекты CourseLab).
Встроить плеер легко. Для этого на слайде курслаба надо разместить объект «Встроенное окно». В качестве источника выбираем HTML файл, созданный при публикации, а папку с материалами (она тоже создается при публикации) копируем в папку images курса. Все работает.
Функции плеера можно найти в файле action.js в папке с материалами. Обращение к плееру осуществляется следующим образом:
где ObjNum — имя объекта в курслабе с дополнением _iframe, например ‘OBJ_26_iframe’.
NameOfFunction — имя функции плеера.
Надо сразу отметить, что все виды модели, анимации и т.д. создаются заранее в Deep Exploration . После публикации вы сможете только обратиться к ранее определенным параметрам.
И еще один момент: желательно, чтобы названия деталей в файле 3D модели не содержали кириллических символов. В противном случае, при обращении к ним с помощью JavaScript могут возникнуть проблемы.
Теперь пара слов о том, для чего может быть полезен такой курс.
Первое и самое очевидное преимущество — польза для ученика . Модель гораздо нагляднее, чем любая иллюстрация. Пользователь может самостоятельно изучать конструкцию любого устройства, получать информацию о используемых материалах, процессе сборки/разборки и т.д. Информация не просто дается с помощью текста, а требует совершения определенных действий, активного изучения. Это безусловно плюс. В данном случае мы предоставляем обучаемому максимальный уровень интерактивности при работе с любым объектом.
Второе преимущество — Снижение стоимости и сроков разработки графики для электронных курсов, повышение ее качества. Данный пункт относится к тем предприятиям, которые уже оценили выгоды от использования систем автоматизированного проектирования (САПР или в английском варианте — CAD) в процессах проектирования изделий и разработки технической документации.
Предлагаемая нами технология позволяет объединить процесс создания графики для технической документации и обучающих курсов, что в свою очередь выгодно по следующим причинам:
Во-первых . При помощи небольших доработок моделей, использованных в качестве основы иллюстративной информации для технической документации, можно получить отличную графику для курсов. Минимум затрат вр емени и денег.
Во-вторых . В процессе производства в конструкцию изделия вносится ряд исправлений, при этом изменения должны вно сится и в техническую документацию. Если материалы курса напрямую связаны с документацией, то поддерживать их в актуальном состоянии (или создавать курсы по новым моделям изделий) не представляет никакого труда.
Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу “ Курс в 3D ”? Уверен, что вам обязательно придут на ум такие мысли как “это очень дорого” или “много денег, мало толку”. Да, вы отчасти правы, но только отчасти. Давайте рассмотрим направления , в которых 3D ведет не только к повышению эффективности обучения , но и к существенной экономии .
Для начала давайте разберемся почему же сложился стереотип о дороговизне курсов с 3D.
Конечно же, вы не раз встречались с учебными курсами, где буквально вся графика выполнена с использованием 3D моделей: обстановка локаций, персонажи и т.д. Смотрится здорово, не правда ли? Все понятно, наглядно, но есть одно но… Насколько это нужно? Возможно ли было сэкономить на моделировании, используя текстовые описания, фотографии, клипарты и т.д., существенно не потеряв при этом в качестве учебного материала ? Если ответ положительный, то смело можно утверждать, что, в данном случае, 3D графика непосредственно не связана с темой и задачами курса, а значит ее использование не совсем оправдано.
Для примера возьмем уже упомянутую нами трехмерную локацию, допустим это будет рабочий кабинет. И рассмотрим два случая ее использования.
Первый : локация служит фоном для общения двух сотрудников. Причем именно из разговора пользователь и получает всю необходимую информацию.
Второй : локация предназначена для интерактивной демонстрации интерьера. Пользователь может перемещаться между объектами, рассматривать их внешний вид с разных ракурсов, изучать содержимое, знакомиться с функциональностью.
Что изменится, если мы уберем из сцен все трехмерные объекты? В первом случае – ровно ничего, во втором – теряется весь смысл. А значит в каком из случаев 3D объекты будут использованы наиболее рационально? Мое мнение, что во втором, а ваше?
Как же использовать 3D эффективно и с выгодой?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит рассмотреть что же такое 3D графика, и какие у нее существуют особенности по сравнению с привычными двухмерными иллюстрациями и видео.
Под трехмерной графикой мы сегодня понимаем как статическую, так и динамическую графику, созданную на основе 3D моделей. Процесс ее создания можно разделить на две основные части: разработка трехмерной модели и создание графики.
Важной особенностью созданных на первом этапе трехмерных моделей является возможность изменять свойства как составных элементов модели, так и всей модели целиком, в зависимости от потребностей разработчика. Благодаря этому, мы имеем возможность изменять расположение отдельных элементов в пространстве, менять их внешний вид, использовать дополнительные объекты и т.д. Кроме того, современные технологии позволяют нам получить на основе такой модели фотореалистичную графику, по качеству не уступающую фото и видео материалам.
Какие преимущества это нам дает? Прежде всего, разделение процесса разработки графики на два этапа позволяет нам по однажды созданной трехмерной модели разрабатывать неограниченное число графического материала. Причем, появляется возможность показа не только статической графики, но и сложной пространственной анимации, а также процессов (в том числе и скрытых), проходящих как с объектом, так и внутри него. А это ведет не только к значительному повышению наглядности материала, но и к существенной экономии времени .
Посмотрите примеры, расположенные ниже. Они наглядно демонстрируют, насколько разнообразный материал может быть получен на основе одной модели.
Статичная графика – иллюстрация
Динамическая графика — анимация
Интерактивные флеш-приложения (кнопки, изображенные ниже – активные, нажимайте!)
Согласитесь, что разработка аналогичных материалов без использования трехмерной графики была бы крайне затруднительна.
Кроме того, графический материал , при наличии готовой модели, можно без особого труда и затрат дорабатывать и изменять , в то время как фотографу или художнику придется заново переделывать свою работу. А учитывая, что возможность ошибки резко возрастает при увеличении количества изображаемых элементов, становится ясно почему при необходимости демонстрации устройства сложных объектов предприятия все чаще обращаются к 3D.
Еще одним преимуществом 3D графики, как это ни странно, является ее цена . Структура цены, как и сам процесс разработки графики, включает в себя два основных пункта : стоимость разработки трехмерной модели и стоимость разработки графики по этой модели. То есть, если стоимость единственной иллюстрации на основе 3D модели будет равняться стоимости разработки модели + стоимость создания иллюстрации, то второй и последующих – только стоимости создания конкретной иллюстрации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что чем большее количество графического материала будет создано по одной модели, тем меньше будет их удельная стоимость . Этим трехмерная графика коренным образом отличается от фото или рисованных иллюстраций, каждая из которых оценивается отдельно.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить несколько основных ситуаций, в которых использование 3D наиболее целесообразно :
при разработке курсов, задачи которых предусматривают перемещение обучаемого в пространстве.
при необходимости разработки графики, которая не может быть создана с помощью других технологий, или создание такой графики нецелесообразно. К этому пункту можно отнести разработку материала для демонстрации устройства и работы сложных механизмов , а также демонстрации скрытых процессов ;
многочисленного использования одного и того же объекта, показанного с разных ракурсов , с разными свойствами и т.д.;
Особенно хотелось бы обратить внимание на последние два пункта, так как именно они отвечают на вопрос: “Почему же 3D графика так привлекательна для обучения технических специалистов”.
Ну и напоследок, чтобы окончательно убедиться в наглядности 3D графики, посмотрите еще один ролик, разработанный нашей компанией.