19 сентября 2008 года был подписан меморандум между Advanced Distributed Learning (ADL) и AeroSpace and Defense Industries of Europe (ASD).
Целью данного документа являлась интеграция учебного контента и технической документации, разрабатываемой по стандартам SCORM и S1000D соответственно.
В результате деятельности совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( ости совместной рабочей группы ADL и ASD в последней редакции S1000D определена возможность использования в общей базе данных объектов для создания технических публикаций ( CSDB ) пакетов SCORM . Помимо этого сформированы правила управления, кодификации и публикации пакетов SCORM . Необходимо отметить, что на данном этапе развития интегративных связей между технической документацией и обучающими системами полноценная реализация всех функций LMS в рамках электронного технического документа не предусматривается. Существуют ограничения, связанные с усеченной реализаций функций обработки пакета в электронном техническом документе, созданном в соответствии с требованиями S1000D.
Использование S1000D для подготовки и управления учебным контентом имеет следующие преимущества:
- эффективное управление жизненным циклом информации –использование стандартного набора метаданных S1000D гарантирует, что учебный контент будет обновляться при любых изменениях, затрагивающих техническую документацию;
- унифицированное обозначение информационных объектов технической документации и учебного контента;
- возможность представления объектов технической документации (модулей данных, иллюстраций, мультимедиа-объектов и др.) в виде объектов SCORM , что обеспечивает их использование в любой SCORM-совместимой СДО.
Интеграция технической документации и учебного контента позволяет не только повысить эффективность использования СДО в процессе подготовки специалистов, но и предоставить им оперативный доступ к достоверной и качественной информации, которая может быть использована для информационной поддержки различных операций, выполняемых с изделиями на всех стадиях их жизненного цикла.
В настоящее время уже существуют системы разработки технической документации, которые позволяют создавать пакеты SCORM на основе модулей данных CSDB. Примерами таких систем являются Arbortext (продукт компании PTC ), SiberSafe S1000D CMS/CSDB (продукт компании Sibelogic ), SIMPLICIO (продукт компании Isselnord ).
Последний из перечисленных продуктов нам удалось достаточно подробно изучить и пообщаться с его разработчиками на выставке ITEC , которая прошла 22-24 мая в Риме.
В ближайшее время планируется ряд статей, посвященных современному состоянию вопросов интеграции технической документации и обучающих систем и подробный обзор примеров решений, которые реализуют подобную интеграцию.
Далее...
Наиболее распространенным нормативным документом в области обучающих систем в настоящее время является стандарт SCORM.
SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.
На данный момент последняя версия стандарта — это SCORM 2004. Текст стандарта находится в свободном доступе на сайте http://www.adlnet.gov .
Общие принципы, на которых построен SCORM можно описать следующими тезисами:
- SCORM определяет порядок создания учебного материала (контента), который может быть повторно использован в различных SCORM-совместимых СДО;
В качестве примера возьмем DVD-диски. Когда Вы покупаете новый фильм на DVD, то Вам не нужно проверять, будет ли он воспроизводиться на Вашем DVD-плеере. Очевидно, что фильм, записанный на DVD, можно посмотреть без проблем на DVD-плеерах различных производителей (Toshiba, Panasonic, Philips и т.д). Это можно сделать благодаря тому, что запись фильма на DVD осуществляется в соответствии с требованиями определенных стандартов. Без использования этих стандартов у студий, выпускающих фильмы на DVD, была бы масса проблем, так как для каждой марки DVD-плеера необходимо было бы записывать DVD в своем формате. Чтобы избежать аналогичных проблем в области электронного обучения и был создан стандарт SCORM.
- по сути SCORM не является стандартом, разработанным с нуля группой ADL. SCORM представляет собой сборник спецификаций (почти все спецификации и основные принципы взяты от других организаций), сгруппированных в несколько «технических книг»;
Эти технические книги касаются трех главных тем: «Content Aggregation Model (CAM)» (Модель Накопления Содержания), «Run-time Environment (RTE)» (Среда выполнения) и «Sequencing and Navigation (SN)» (Упорядочение и Навигация).

- использование требований, изложенных в SCORM, позволяет сократить затраты на интеграцию (перенос учебного контента между различными системами) в несколько раз.

Далее...
Чтобы определить стоимость разработки того или иного учебного курса необходимо в первую описать процесс его разработки. Исходя из этого можно примерно составить распределение трудозатрат по этапам создания курса и, следовательно, оценить его стоимость (конечно для этого нужно знать хотя бы ориентировочно стоимость единицы времени разработчиков).
С чего же начинается разработка электронного учебного курса? Конечно же эта некая идея, замысел, которые могут быть оформлены, как в произвольной форме, так и в виде технического задания.
В данном документе должна быть четко определена предметная область, а также цели и задачи, которые необходимо достичь использованием создаваемого курса в процессе обучения. Дополнительно замысел (техническое задание) может содержать другие сведения, касающиеся, как содержательной, так и функциональной части курса. Например, это могут быть схемы работы с курсом (последовательность прохождения материала), эскизы графических элементов курса или требования к исходным данным, которые должны быть использованы при его разработке, требования к типам практических заданий (если они должны присутствовать в курсе) и многое другое.
После того, как сформирован замысел курса необходимо разработать методический материал, который, собственно, и будет представлен обучаемому в готовом курсе. Подходы к формированию методического материала могут быть различны. На мой взгляд оптимальным является тот, который позволяет всю дальнейшую разработку информационных элементов курса (графика, текст, анимации, видео, звук) осуществить на основе методического материала без разработки дополнительных описаний и пояснений (в частности, для графики). То есть методический материал курса должен быть представлен в виде сценарного плана, описывающего содержание и типы информации, представляемой пользователю, а также способы взаимодействия с этой информацией.
Многие разработчики электронных курсов для формализации методической части используют шаблоны, которые позволяют выполнить группировку учебного материала так, как он будет представлен обучаемому в готовом электронном курсе.
Следующим немаловажным шагом является разработка дизайна элементов курса. Если в компании уже существуют наработки в области электронного обучения, то за основу разработки дизайна может быть принято оформление существующих учебных курсов. Если разработка курса осуществляется в первые, то здесь возможны несколько решений по части дизайна:
- используется типовой дизайн оформления компании-разработчика учебных курсов (шаблоны существующих курсов) с адаптацией под требования заказчика;
- на основе фирменного стиля заказчика создается уникальный дизайн учебного курса. В этом случае дизайн может быть создан как для всего курса, так и для каждого раздела (модуля, слайда) в отдельности.
Конечно же более трудоемким является вариант разработки уникального дизайна.
Далее в соответствии с методическим материалом курса выполняется разработка мультимедийной информации (графика, анимации, видео, звук). Так как основное восприятие информации человеком происходит через зрительный канал, то разработке графической информации необходимо уделить особое внимание. От качества и наглядности выполнения графических элементов курса, их соответствия замыслу курса будет зависеть эффективность процесса обучения.
Для большинства курсов разработка графической части является наиболее трудоемкой стадией разработки. Основными видами графической информации, которая может быть представлена в электронном курсе являются:
- иллюстрации;
- фотографии;
- анимации;
- видео;
- трехмерные модели (в том числе интерактивные).
Если в соответствии с замыслом (техническим заданием) курс должен содержать практические упражнения для выработки навыков и умений, то необходимо выполнить разработку их элементов или упражнений в целом. Если практическое упражнение можно реализовать при помощи специализированного инструмента разработки учебных курсов (например, CourseLab, Competentum.АВТОР, eXe и др.), то формирование упражнения осуществляется в процессе формирования модулей и слайдов курса.
Так же для реализации практического упражнения можно использовать средства создания интерактивной графики, например – Flash. Необходимо отметить, что упражнения, созданные с использованием данной технологии, имеют более высокий уровень интерактивности по сравнению с теми, которые создаются специализированными средствами разработки учебных курсов.
Заключительным этапом подготовки исходных данных для создания учебного курса является разработка учебных вопросов различных типов (одиночный выбор, множественный выбор, ввод значения и т.д.).
После того, как подготовлены все исходные данные, необходимые для создания курса, можно приступать к процессу формирования модулей и слайдов курса при помощи специализированного редактора. На данном этапе на слайдах курса, которые оформлены в соответствии с разработанным ранее дизайном, размещается текстовая, графическая и другая мультимедийная информация, задается (программируется) последовательность перемещения между слайдами курса, формируются практические упражнения, вводятся контрольные вопросы.
Теперь курс готов. Но для того, чтобы считать работу по его созданию полностью выполненной необходимо проверить всю содержательную часть, выполнить тестирование всех элементов курса на предмет их работоспособности, соответствия замыслу (техническому заданию) и методическому материалу.
Проверенный курс может быть оформлен в виде пакета в соответствии с требованиями SCORM, AICC иди другой спецификации и загружен в систему дистанционного обучения.
Так где же стоимость разработки мультимедийного курса?, — спросите Вы.
Как уже было обозначено в начале статьи, чтобы ответить на данный вопрос необходимо знать трудоемкость выполнения работ на каждом этапе создания курса. Чтобы определить какие-то цифры по стоимости разработки курса, хотя бы на уровне “средней температуры по больнице”, оценим примерную трудоемкость создания мультимедийного курса в области технических знаний.
Итак, рассмотрим структуру трудоемкости создания курса для изучения устройства, принципа действия и правил использования некоторой системы (узла, агрегата, небольшого изделия). В нашем примере я буду опираться на агрегат, по сложности эквивалентный механической коробке передач автомобиля.
Этапы создания курса и примерная трудоемкость будут следующие:
- Разработка замысла (технического задания) курса – 8 часов.
- Разработка методического материала курса – 40 часов.
- Разработка дизайна – 0-24 часа (0 – если используем типовой шаблон для оформления курса, 24 – если разрабатываем общий уникальный дизайн для всех слайдов курса; если дизайн необходимо разработать для каждого модуля/слайда в отдельности, то трудоемкость возрастает пропорционально количеству разновидностей дизайна).
- Разработка мультимедийной информации – 120 часов (приведена примерная трудоемкость разработки, при условии того, что “под руками” есть все необходимые исходные данные – чертежи, фотографии и, желательно, доступ к изделию).
- Разработка практических упражнений – 40 часов (оценка трудоемкости приведена для 2-3 небольших упражнений на знание устройства и правил использования изделия).
- Формирование модулей и слайдов курса в редакторе курсов – 24 часа.
- Проверка и тестирование курса – 8 часов.
- Загрузка курса в СДО – 1 час.
Итого на разработку курса для изучения устройства и принципа действия механической коробки передач будет потрачено примерно 265 часов. Если создается несколько курсов, то трудозатраты по разработке дизайна необходимо распределить по всем курсам.
Вычислить стоимость разработки мультимедийного курса можно следующими способами:
- умножить среднюю стоимость часа разработчика на трудоемкость создания курса;
- суммировать произведения почасовых расценок каждого исполнителя на трудоемкость соответствующего вида работ.
Далее...
В настоящее время существует несколько стандартов, используемых в дистанционном обучении. Наиболее распространенными из них являются:
SCORM по сути является не отдельным стандартом, а сборником отраслевых спецификаций, которые используются при создании учебного контента и систем дистанционного обучения. В состав SCORM входят спецификации, разработанные в сотрудничестве с IMS, т.е. оба сборника спецификаций (SCORM и IMC) имеют ряд общих элементов. Например, разделы SCORM Meta-Data и SCORM Content Packaging спецификации SCORM CAM (Content Aggregation Model), разработаны на основе спецификаций IMS Learning Resources Meta-Data (IMS MD) и IMS Content Packaging (IMS CP).
SCORM включает обзорную часть и три раздела:
- Content Aggregation Model (CAM) — описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала;
- Run-Time Environment (RTE) — описывает работу элементов Sharable Content Object (SCO), взаимодействующих с системой управления обучением (данные элементы сообщают о ходе и результатах обучения, получают и передают дополнительные данные), и системы управления обучением (англ. Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API);
- Sequencing and Navigation (SN) — описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося.
IMS включает более 16 спецификаций в различных областях дистанционного обучения – от определения прав доступа до веб-сервисов.
Все спецификации IMS разделены на 9 групп:
- AccessForAll (AFA) – стандарты определяют способы доступа к ресурсам, дизайн, и способы персонализации обучения онлайн ресурсов;
- Content Packaging (CP) — стандарты определяют распространение распределенного цифрового учебного контента и ресурсов;
- Common Cartridge (CC) – стандарты организации, публикации, распространения, доставки, поиска и авторизации различных элементов цифрового учебного контента, приложений, и связанных с ними онлайн-форумов и сообществ, используемых для поддержки учебного процесса;
- ePortfolio (eP) — стандарты для обмена цифровой информацией (ePortfolios – электронные порфолио), которая включает сведения о фактах обучения и его результатах, профессиональной подготовке, опыте. Данная информация предназначена для всесторонней оценки соискателей на новые должности и содержит более достоверные сведения по сравнению с традиционным резюме;
- K12/Schools Enhancements to Common Cartridge (K12 CC) – расширение группы стандартов IMS СС, включающее новую версию IMS QTI, порядок определения соответствия учебных программ требованиям стандартов, целям обучения и плану занятия;
- Learning Information Services (LIS) — стандарты для поддержки взаимодействия и обмена данными между системами обучения администрацией, студентами, или системами управления персоналом, включая обмен реестрами, профилями обучаемых, компетенциями, целями обучения и его результатами;
- Learning Object Discovery and Exchange (LODE) – стандарты направлен на использование и обмен содержимым, размещенном в хранилищах, на онлайн-ресурсах, в библиотеках и т. д.;
- Learning Tools Interoperability (LTI) — стандарты для поддержки взаимодействия, а именно использования и обмена данными между системами обучения и связанными с ней приложениями;
- Question and Test Interoperability (QTI) — стандарты для формирования, обработки и обмена информацией для он-лайн тестирования и оценки, а также отчетности о результатах тестирования.
AICC широко используется для систем управления обучением (LMS) и других систем, предназначенных для обучения и оценки персонала. AICC многие считают более безопасным и надежным, чем SCORM, особенно когда речь идет о размещении учебного контента и инструментов оценки персонала на интернет-серверах.
Несмотря на свое происхождение из авиации AICC может использоваться при разработке средств обучения для различных областей применения. Стремление поставщиков решений в области электронного обучения для авиации, распространять свои продукты на других рынках, привело к появлению спецификации AICC.
В заключении можно отметить, что перечисленные в данной статье спецификации и группы стандартов регламентируют следующие аспекты разработки и использования автоматизированных обучающих систем (систем дистанционного обучения): — архитектуру системы и ее взаимодействие с внешними системами; — способы взаимодействия обучающей системы и учебных ресурсов; — представление содержимого курсов; — модели управления обучением; — тестирование обучаемых (способы представления результатов, алгоритмы тестирования и т.п.); — терминологию.
В Российской Федерации стандартизация дистанционного обучения находится в начальной стадии. На данный момент существует приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
В то же время в Российской федерации существуют государственные on-line ресурсы, посвященные проблема дистанционного обучения. Один из самых известных – это Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . Требования к электронным учебным модулям (ЭУМ), размещаемым на данном ресурсе частично соответствуют спецификации SCORM. Требования к новым ЭУМ базируются на SCORM 2004 (редакция 4).
Далее...
Воскресенье, 6 Февраль 2011

В данной статье мы попробуем коротко рассмотреть два возможных варианта интеграции обучающих систем:
- Интеграция между различными СДО.
- Интеграция СДО с другими информационными системами.
Вариант 1
Интеграция между СДО осуществляется, в основном, на уровне контента (учебного материала). Для осуществления подобной интеграции СДО должны поддерживать стандарты, регламентирующие требования к подобному контенту и способам его использования.
Наиболее известными стандартами в данной области являются SCORM, AICC и IMS.
В основном эти нормативные документы регламентируют следующие аспекты разработки и использования АОС (СДО):
- архитектуру системы и ее взаимодействие с внешними системами;
- способы взаимодействия обучающей системы и учебных ресурсов;
- представление содержимого курсов;
- модели управления обучением;
- тестирование обучаемых (способы представления результатов, алгоритмы тестирования и т.п.);
- терминологию.
Таким образом подобный вариант интеграции позволяет (с некоторыми ограничениями) передавать учебный контент из одной СДО в другую.
Далее...
Подавляющее большинство современных систем дистанционного обучения (СДО) поддерживают различные версии спецификации SCORM.
Поддержка этой спецификации в СДО обеспечивает возможность передачи учебного контента из одной системы в другую (конечно же при условии, что все эти системы поддерживают SCORM). Помимо этого, если СДО поддерживает SCORM, Вы можете использовать множество готовых учебных курсов и модулей, которые были разработаны в соответствии с требованиями данной спецификации.
Примерами СДО, которые поддерживают работу с учебным контентом (модулями, курсами) в формате SCORM являются:
- Moodle (бесплатная СДО, поддерживает SCORM 1.2);
- SharePointLMS (СДО на базе Microsoft SharePoint, совместима со SCORM 1.2 и SCORM 2004);
- WebTutor (коммерческая СДО, совместима со SCORM 1.2 и SCORM 2004);
- ILIAS 4 (бесплатная СДО, поддерживает SCORM 1.2 и SCORM 2004);
- ATutor (бесплатная СДО, поддерживает SCORM 1.2);
- REDCLASS Learning (коммерческая СДО, поддерживает спецификации SCORM 1.2 и SCORM 2004);
- и многие-многие другие.
Выбор конкретного решения определяется различными факторами: стоимость СДО и стоимость внедрения; платформа на которой должна работать СДО (Windows, Linux и т.п.), функциональность системы.
Далее...
|
|