Как правило модели обучения не зависят от способа реализации учебного процесса: будь то очное обучение или обучение с использованием автоматизированных обучающих систем (далее “обучающих систем”).
Ключевое отличие использования обучающей системы состоит в максимальной адаптивности модели обучения под требования обучаемого.
Для того, чтобы продолжить анализ моделей обучения, предлагаю определиться с терминологией. Итак…
Модель обучения — схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся.
Адаптивность – это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя.
Адаптируемость системы – это возможность пользователя изменять структуру и параметры системы.
Большинство известных классических моделей обучения связаны со способом подачи и представления материала. К таким моделям (теориям) обучения можно отнести:
- бихейвиористская теория обучения;
- ассоциативно-рефлекторная теория усвоения;
- теория поэтапного формирования умственных действий;
- концепция алгоритмизации;
- трансформационная теория обучения.
Более подробную информацию о сути данных теорий можно найти в Википедии.
Синтез постулатов, характерных для различных теорий, позволяет сформировать следующие принципы обучения :
- знания удобнее представлять в виде блоков (бихейворизм);
- блоки знаний должны быть взаимосвязаны друг с другом (ассоциативно-рефлекторная теория);
- новые знания должны мотивировать обучаемого (теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо повторение пройденного материала (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- при оценке ответов на поставленные вопросы необходимо учитывать уровень ученика (бихейворизм, теория поэтапного формирования умственных действий);
- необходимо предоставить ученику возможность обобщения знаний в систему и ее трансформацию (трансформационная теория обучения);
- для успешного поиска ответов на поставленные задачи необходимо изучение алгоритмов решения задач (концепция алгоритмизации).
Данные принципы являются основой построения учебного материала любой обучающей системы, будь она очной или дистанционной.
По схеме реализации учебного процесса в обучающих системах различают две принципиально разных модели обучения :
- линейная ;
- адаптивная .
Линейная модель характеризуется строгой последовательностью прохождения учебного материала (блоков, модулей), которая заранее предопределена разработчиком системы (администратором, преподавателем, разработчиком учебных материалов и т.п.). Несмотря на то, что данные последовательности, как правило различаются на уровне категорий (школьники, студенты), групп (по специальностям) и даже отдельных студентов (по уровню подготовки), тем не менее процесс обучения заключается в переходе от одного учебного блока (модуля) к другому по заранее заданной траектории.
В качестве достоинств данной модели можно отметить высокий уровень стандартизации (подготовка универсальных программ) и простота построения. Основным недостатком линейной модели является отсутствие возможности учета индивидуальных особенностей обучаемого, как психофизических, так и умственных. Схема простейшей линейной модели обучения представлена на рисунке.
Противоположностью линейной модели является адаптивная модель обучения . Существует множество различных подходов к построению адаптивных моделей, связанных, как с программной реализацией, так и с особенностями дискретизации учебного материала.
Суть адаптивной модели обучения заключается в следующем: последовательность прохождения учебного материала динамически генерируется в зависимости от пожеланий обучаемого (к видам представления информации, глубине изложения материала и т.п.) и результатов анализа деятельности обучаемого (входное или промежуточное тестирование, оценка психофизического состояния).
В современных обучающих системах виды представления информации должны учитывать особенности репрезентативной системы обучаемого. Кто-то из обучаемых является визуалом (лучше воспринимает информацию в виде изображений), другие — аудиалы, которые воспринимают информацию на слух, третьи – кинестетики, — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Конечно, для третьей категории обучаемых применение обучающих систем является наиболее проблемным вопросом, т.к. современные средства вычислительной техники не позволяют в полной мере удовлетворить особенности их восприятия. Здесь более уместным является применение динамических тренажеров, но эту тему мы затронем в следующих публикациях.
Как же в самом простом варианте можно реализовать в обучающей системе адаптивную модель обучения ? Приведу пример из практики.
На одном из предприятий при разработке обучающей системы (внедрения ПО, создания учебного контента) была реализована примерно следующая схема:
- Разработка учебного материала велась с учетом специализации групп обучаемых (элемент линейной модели обучения).
- Для каждого модуля, который является трудным для восприятия или содержит значительное количество информации, разрабатывалось две его версии: упрощенно-поверхностная и детализированная.
- При переходе к сложному модулю обучаемый проходил входной тест, который позволял определить уровень его знаний по новой теме (некоторая часть специалистов к началу обучения уже обладала необходимыми знаниями, навыками и умениями).
- По результатам теста обучаемый:
а) перенаправлялся к следующему модулю (пропускал тему, если тест выявлял достаточный уровень знаний по теме);
б) переходил к упрощенной версии модуля (если уровень подготовки обучаемого был выше среднего; одновременно была возможность получить более подробные сведения из модуля, содержащего детализированную информацию);
в) направлялся к детализированному модулю, если его знания оказывались недостаточными. - Помимо входных тестирований для учебных модулей, имеющих разную глубину изложения материала, для всех без исключения модулей были реализованы процедуры итогового тестирования , которые позволяли вернуть обучаемого к началу раздела/темы при недостаточном уровне знаний, полученных в ходе изучения модуля.
Фрагмент схемы данной адаптивной модели приведен на рисунке.
Развитием подобной модели является включение логических блоков непосредственно в материал учебного модуля, что позволяет динамически изменять траекторию обучения и способы представления информации не только между модулями, но и внутри одного модуля.
Другим вариантом может быть динамическое формирование траектории обучения на основе одного большого входного теста, который объединяет в себе все вопросы по дисциплине. По результатам данного теста формируется перечень учебных модулей, которые должен пройти обучаемый.
Далее...