Признавая всю «человечность» традиционной системы обучения и всю «неестественность» индустриального дистанционного обучения, оно является единственно возможным в эпоху социального заказа на высокий уровень образовательной подготовки населения в целом
Peters O. Founding The Open Universities. |
Как же определить самое существенное и основополагающее в дистанционном обучении? Непростой вопрос, как мне кажется. Но что самое главное – сугубо индивидуальный. Каждый сам определяет для себя выбор способа обучения, а также достоинства и недостатки конкретного учебного процесса.
Но есть некоторые обобщенные точки зрения на дистанционное обучение, которые я и попытаюсь раскрыть в этой статье. Это точка зрения человека, который самостоятельно выбирает данную форму обучения и человека, который по сложившимся обстоятельствам вынужден учиться дистанционно .
Что же ищет человек, самостоятельно выбирающий дистанционную форму обучения . Не ошибусь, если предположу, что основное – это свободы! Свободы выбора времени и места обучения, выбора предмета и специальности, свободы выбора обучающей организации.
Таким образом, с этой точки зрения суть дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:
- возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местоположения обучаемого;
- получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;
- возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.
Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано . Возможно в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет (бывает и такое!). Зачастую в данной ситуации со стороны обучаемого неизбежно возникает сопротивление. И здесь сложно его винить. Вспомните школу или ВУЗ, где вы учились. Приносила ли Вам учеба радость? Всегда ли Вам нравилось учиться. Скорее нет. Многие воспринимали процесс обучения, как необходимость, своего рода повинность. С дистанционной формой обучения все обстоит примерно так же.
Если дистанционная форма обучения является вынужденной , то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:
- есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности обучения (мягко говоря);
- для некоторых категорий обучаемых получение образования посредством компьютера является непривычным и даже неприемлемым;
- ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.
Ну и, конечно, не стоит забывать о третьей точки зрения, которую я не упомянул в начале статьи – это точка зрения организатора обучения – работодателя.
Как правило, взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен . В основном он затрагивает следующие аспекты:
- сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);
- распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;
- создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.
Так в чем же суть дистанционного обучения? Вопрос одновременно простой и сложный. С технической точки зрения — это можно рассматривать, как набор технологий, а с точки зрения потенциальных обучаемых, как набор возможностей и ограничений.
Чтобы до конца разобраться в этом вопросе посмотрите информацию на нашем и других ресурсах в сети Интернет, пообщайтесь с теми, у кого есть опыт дистанционного обучения. Думаю, что после этого Вы сможете безошибочно для себя определить – в чем же для Вас может заключаться суть дистанционного обучения .
Далее...