Введение
Много слов уже сказано в пользу дистанционного образования, и, наверное, не меньше о недостатках подобной формы обучения. Цель данной статьи — узнать насколько вескими являются причины внедрения дистанционного обучения в нашу повседневную жизнь . Проанализировать вопросы, которые, может быть, никогда не позволят уровнять очную и дистанционную форму обучения.
Так ли это? Давайте разберемся.
В начале статьи я хотел бы сказать несколько слов о том, почему мне не просто интересны вопросы достоинств и недостатков обучающих систем, но и я могу судить об этом с некоторой долей объективности. Причины следующие:
- длительное время занимаюсь разработкой электронных учебных курсов и внедрением обучающих систем;
- помимо различных небольших дистанционных курсов не так давно я завершил дистанционное обучение по профилю MBA, которое продолжалось более 2-х лет.
Начнем с экспертных оценок и фактов, касающихся дистанционного обучения в России и за рубежом:
- в США более 50% компаний применяют в своей деятельности дистанционное обучение;
- в России также активно внедряются СДО, многие крупные компании ( ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», «Росгосстрах» и др.) уже активно используют эти технологии для повышения квалификации своих сотрудников;
- многие учебные заведения предоставляют возможность получать образование посредством дистанционного обучения. В то же время зачетные мероприятия в таких ВУЗах могут проводиться, как в очной, так и дистанционной форме. По завершению обучения выдаются дипломы государственного образца;
- сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах, предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет, показало: по мнению 57 % преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий . 33,3 % опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного ;
- пример экономии: вводный дистанционный курс для новых менеджеров, разработанный компанией IBM позволил сэкономить более 24 миллионов долл. за счет сокращения стоимости одного дня обучения в 3 раза — с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.
Считаю, что основная ценность применения обучающих систем – это повышение доступности образования . Темпы развития современного общества приводят к тому, что человеку приходится пополнять свои знания практически на протяжении всей своей жизни . И тех знаний, которые мы получаем в начальный период своей жизни в школе, ВУЗе, других образовательных учреждениях впоследствии становиться недостаточно. С другой стороны значительное количество профессиональной информации быстро устаревает , поэтому эти знания необходимо постоянно обновлять и пополнять.
Преимущества
На основе анализа различных источников, часть из которых приведена в конце статьи, я попытался разделить преимущества использовании обучающих систем на несколько групп.
Географические и временные преимущества (возможность учиться где угодно и когда угодно)
- так как обучение проводится дистанционно, то существует возможность учиться в любой стране мира ;
- применение обучающих систем позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых – делает образование доступным ;
- дистанционная форма обучения позволяет проводить централизованную подготовку кадров во всех филиалах компании , независимо от удаленности от головного офиса и от учебного центра без отрыва от производственной деятельности — например, в свободное от работы время или в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня;
- доступность и открытость обучения позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь , совмещая с учебу с основной деятельностью.
Персонализация процесса обучения. Возможность обучения различных категорий людей, в том числе с ограниченными способностями
- внедрение обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в смысле эффективности) и массового (в смысле экономичности);
- программное обеспечение обучающей системы предполагает индивидуальную адаптацию учебной программы к потребностям обучаемых, преподавателей или условиям обучения. Из набора независимых учебных курсов (модулей) можно сформировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
- дистанционное обучение развивает навыки самостоятельной работы , которые очень востребованы в современной жизни;
- обучающийся сам определяет темп обучения , может возвращаться по несколько раз к отдельным учебным модулям, может пропускать отдельные разделы и т.д. Он не привязан ко времени занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время;
- использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам показать полностью свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам;
Помимо положительного воздействия, связанного с исключением субъективной оценки знаний, есть, конечно, и отрицательный момент. Он может проявляться в том случае, когда обучаемый в течение периода обучения показывает хорошие знания, а на экзаменах «теряется». Преподаватель, как правило, в таких случаях делает «поправку» на общую успеваемость. Обучающая система такой поправки сделать не сможет.
- обучающие системы обеспечивают равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Расширение изучаемой информации и повышение интенсивности обучения
- обучающая система может содержать сведения по произвольной предметной области ;
- применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемым;
- модульная структура построения информации позволяет использовать одну и ту же обучающую систему не только для дистанционного обучения, но и для переобучения и повышения квалификации специалистов;
- обучающие системы особенно полезны в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий;
- применение обучающих систем позволяет совместить усвоение знаний с приобретением навыков работы за счет комбинирования различных типов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого;
- использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным , а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральной информации — например, производственных инструкций, технологических карт, нормативных документов ;
- использование дистанционной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистами компании, что важно в условиях динамично меняющихся технологий;
- благодаря соответствию материалов для дистанционного обучения единым международным стандартам их изменение и обновление может быть произведено оперативно , что позволит быстро отреагировать на изменения потребности целевой аудитории.
Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний
- обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролера и освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми;
- за счет применения распределенных обучающих систем и единых стандартов возможно использование и тиражирования передового опыта в области обучения;
- средства обучающей системы могут обеспечить более частый контроль знаний , что способствует повышению степени усвоения учебного материала;
- обучающая система может быть интегрирована с корпоративной информационной системой , что позволит руководителям или сотрудникам кадровой службы постоянно имеют реальную и объективную оценку знаний персонала.
Экономика
- расходы на обучение одного сотрудника при использовании дистанционной формы намного меньше , чем при очном обучении. Финансовая эффективность дистанционной формы обучения особенно заметна в случае большого количества обучаемых;
В качестве примера оценки экономической эффективности дистанционного обучения приведу расчет, найденный на сайте компании REDCENTER.
Определиться с выбором формы обучения можно, прибегнув к достаточно простой формуле:
K = (РД-РО)/(ОО-ОД),
где РД и РО — стоимость разработки учебных материалов для дистанционной и очной форм обучения соответственно;
ОО и ОД — стоимость обучения одного сотрудника в очной и дистанционной формах.
Если предполагаемое количество обучаемых больше, чем получившееся К , то дистанционная форма обучения дешевле .
- дистанционное обучение дешевле обычного обучения , в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.). По средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;
- применение обучающих систем позволяет обучить значительно большее количество сотрудников , поскольку стоимость данной формы обучения существенно ниже, чем стоимость очного обучения.
Недостатки
Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические , связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и технические , которые обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры.
Недостатки, связанные с психологическими факторами
- дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между обучаемыми. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Однако развитие каналов коммуникации, позволяет частично нивелировать данный недостаток за счет применения видеоконференцсвязи, интернет-пейджеров и электронной почты;
- залогом успешного прохождения программ дистанционно обучения является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов , который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе. Если дистанционное обучение является обдуманным и взвешенным решением, к тому же еще и требующим финансовых вложений (большинство дистанционных программ платные), то отчасти уже это является достаточным мотивирующим фактором для того, чтобы доучиться до конца. В случае, когда за дистанционное обучение платит компания, которая повышает квалификацию своего специалиста, то роль «надзирателя» выполняет уже она;
- недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. В нашей стране многие преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Недостатки, связанные с несовершенством технологий
- для того чтобы обучаться дистанционно необходимо иметь соответствующее техническое оснащение . Это, как минимум, персональный компьютер с выходом в Интернет, базовые навыки пользователя персонального компьютера и умение ориентироваться в сети Internet;
- одной из ключевых проблем интернет обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;
- на начальном этапе создания обучающей системы требуются инвестиции , как в программное обеспечение обучающей системы, так и в учебный контент (электронные учебные курсы). Необходимо учитывать также затраты на аппаратные средства. Конечно же объем и структура затрат в данном случае сильно зависят от уровня развития обучающей организации и выбранного решения для создания обучающей системы;
- разработка электронного учебного контента требует специфических знаний от всех участников этого процесса. Здесь не достаточно усилий одного преподавателя, который по старинке формирует конспект лекции. В процессе создания качественных учебных курсов должны быть задействованы специалисты самых разных профессий: преподаватели, педагогические дизайнеры, программисты, специалисты по созданию виртуальных пространств, видеомонтажу, анимации и т.д. Это накладывает определенные ограничения на возможность создания учебного контента;
- не все электронные учебные курсы , используемые в рамках обучающих систем, обладают необходимым уровнем обратной связи (интерактивностью). Содержательную основу большинства существующих курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Соответственно при таком подходе к представлению информации вовлеченность обучаемого в учебный процесс не может быть высокой. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний, а также приобретении навыков и умений;
- дистанционное обучение предполагает некоторые ограничения при выборе осваиваемой профессии – невозможно обучиться на расстоянии премудростям медицины, актерскому мастерству и т.д. Существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ.
Общие проблемные вопросы, которые необходимо решать при организации дистанционного обучения
- для построения эффективной обучающей системы требуется профессиональный состав разработчиков в области информационного обеспечения учебного процесса;
- внедрение обучающей системы требует наличия собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения;
- для организации дистанционного обучения на предприятии необходима материальная база в виде компьютерных классов с доступом в Internet.
Выводы
Нет сомнения , что дистанционна форма обучения будет все сильнее входить в нашу жизнь . Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства.
Другая проблема – психологическая , связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества . Примерно так, как телевизоры вошли в каждый дом и многим заменили театр, оперу и другие зрелища с непосредственным участием человека.
Источники
При написании данной статьи было использовано множество открытых источников. Здесь приведены лишь некоторые, содержащие наиболее полные и полезные сведения.
- Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 – М.: МГИЭМ, — 2002 г.
- http://www.redcenter.ru/
- http://www.curator.ru/
Далее...