В настоящее время существует несколько стандартов, используемых в дистанционном обучении. Наиболее распространенными из них являются:
SCORM по сути является не отдельным стандартом, а сборником отраслевых спецификаций, которые используются при создании учебного контента и систем дистанционного обучения. В состав SCORM входят спецификации, разработанные в сотрудничестве с IMS, т.е. оба сборника спецификаций (SCORM и IMC) имеют ряд общих элементов. Например, разделы SCORM Meta-Data и SCORM Content Packaging спецификации SCORM CAM (Content Aggregation Model), разработаны на основе спецификаций IMS Learning Resources Meta-Data (IMS MD) и IMS Content Packaging (IMS CP).
SCORM включает обзорную часть и три раздела:
- Content Aggregation Model (CAM) — описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала;
- Run-Time Environment (RTE) — описывает работу элементов Sharable Content Object (SCO), взаимодействующих с системой управления обучением (данные элементы сообщают о ходе и результатах обучения, получают и передают дополнительные данные), и системы управления обучением (англ. Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API);
- Sequencing and Navigation (SN) — описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося.
IMS включает более 16 спецификаций в различных областях дистанционного обучения – от определения прав доступа до веб-сервисов.
Все спецификации IMS разделены на 9 групп:
- AccessForAll (AFA) – стандарты определяют способы доступа к ресурсам, дизайн, и способы персонализации обучения онлайн ресурсов;
- Content Packaging (CP) — стандарты определяют распространение распределенного цифрового учебного контента и ресурсов;
- Common Cartridge (CC) – стандарты организации, публикации, распространения, доставки, поиска и авторизации различных элементов цифрового учебного контента, приложений, и связанных с ними онлайн-форумов и сообществ, используемых для поддержки учебного процесса;
- ePortfolio (eP) — стандарты для обмена цифровой информацией (ePortfolios – электронные порфолио), которая включает сведения о фактах обучения и его результатах, профессиональной подготовке, опыте. Данная информация предназначена для всесторонней оценки соискателей на новые должности и содержит более достоверные сведения по сравнению с традиционным резюме;
- K12/Schools Enhancements to Common Cartridge (K12 CC) – расширение группы стандартов IMS СС, включающее новую версию IMS QTI, порядок определения соответствия учебных программ требованиям стандартов, целям обучения и плану занятия;
- Learning Information Services (LIS) — стандарты для поддержки взаимодействия и обмена данными между системами обучения администрацией, студентами, или системами управления персоналом, включая обмен реестрами, профилями обучаемых, компетенциями, целями обучения и его результатами;
- Learning Object Discovery and Exchange (LODE) – стандарты направлен на использование и обмен содержимым, размещенном в хранилищах, на онлайн-ресурсах, в библиотеках и т. д.;
- Learning Tools Interoperability (LTI) — стандарты для поддержки взаимодействия, а именно использования и обмена данными между системами обучения и связанными с ней приложениями;
- Question and Test Interoperability (QTI) — стандарты для формирования, обработки и обмена информацией для он-лайн тестирования и оценки, а также отчетности о результатах тестирования.
AICC широко используется для систем управления обучением (LMS) и других систем, предназначенных для обучения и оценки персонала. AICC многие считают более безопасным и надежным, чем SCORM, особенно когда речь идет о размещении учебного контента и инструментов оценки персонала на интернет-серверах.
Несмотря на свое происхождение из авиации AICC может использоваться при разработке средств обучения для различных областей применения. Стремление поставщиков решений в области электронного обучения для авиации, распространять свои продукты на других рынках, привело к появлению спецификации AICC.
В заключении можно отметить, что перечисленные в данной статье спецификации и группы стандартов регламентируют следующие аспекты разработки и использования автоматизированных обучающих систем (систем дистанционного обучения):
— архитектуру системы и ее взаимодействие с внешними системами;
— способы взаимодействия обучающей системы и учебных ресурсов;
— представление содержимого курсов;
— модели управления обучением;
— тестирование обучаемых (способы представления результатов, алгоритмы тестирования и т.п.);
— терминологию.
В Российской Федерации стандартизация дистанционного обучения находится в начальной стадии. На данный момент существует приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
В то же время в Российской федерации существуют государственные on-line ресурсы, посвященные проблема дистанционного обучения. Один из самых известных – это Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . Требования к электронным учебным модулям (ЭУМ), размещаемым на данном ресурсе частично соответствуют спецификации SCORM. Требования к новым ЭУМ базируются на SCORM 2004 (редакция 4).
Далее...