Dick and Carey. Глава 1. Введение
Обзор
Введение
Думаю, что каждый читатель этого блога знаком на собственном опыте или по рассказам других с ситуациями, когда eLearning не оправдывал ожиданий: может быть, курсы не давали того эффекта, на который рассчитывали их разработчики, или после внедрения системы дистанционного обучения нагрузка на отдел обучения не только не снижалась, а даже возрастала.
L. Israelite в своих исследованиях (2004, 2006) приходит к интересному выводу - проблемы с использованием eLearning в корпоративной среде во многом зависят от отсутствия системного подхода и системного мышления - вместо того, чтобы работать над системой обучения в целом, происходит перекос в сторону одного или нескольких отдельных её компонентов.
Для того, чтобы в полной мере понять, о чём же хотел нам сказать исследователь, нам стоит сначала разобраться со следующими вопросами:
- Что такое системный подход и системное мышление?
- Что с точки зрения системного подхода представляет собой система обучения, и о каких её компонентах идёт речь?
- Какие способы решения этой проблемы существуют?
Этим темам и будет посвящена наша статья.
Содержание
Системный подход
Система
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения определённой цели.
Каждая часть системы отвечает за свой процесс, который можно охарактеризовать через описание данных, которые подаются на вход процесса, и данных, которые получаются на выходе. За счёт этих входных и выходных данных части системы и связываются между собой.
О достижении или недостижении цели система узнаёт за счёт обратной связи от окружающей среды. Если система в текущей своей конфигурации не достигла цели, значит она должна видоизмениться.
Пример системы
Простым примером системы может служить система кондиционирования воздуха в вашем офисе. Она включает в себя несколько элементов, каждый из которых выполняет свою особую функцию, но все они вместе работают над единой задачей – поддерживать комфортную температуру воздуха в помещении.
О достижении своей цели система кондиционирования узнаёт при помощи термостата, можно сказать, что он формирует обратную связь для системы. Если температура выше, чем установленная термостатом – система будет работать, пока не достигнет целевого значения.
Система обучения
Учебный процесс можно также рассматривать как систему, причём, в отличие от полностью рукотворных систем, гораздо менее предсказуемую за счёт человеческого фактора.
Компонентами системы обучения могут быть, например:
- преподаватель
- ученик
- учебные материалы
- каналы доставки контента
- учебное окружение
Все компоненты работают на достижение определённой цели обучения. Источником обратной связи может являться, например, итоговая оценка знаний и навыков ученика. Если ученики проваливают оценку, то систему нужно изменять.
Примечание: В качестве анти-примера можно привести ситуацию с ЕГЭ по математике, когда чиновники, столкнувшись с низкими результатами, вместо изменений в процессе обучения предпочли снизить проходной балл.
Системный подход к обучению
Системный подход – это рассмотрение изучаемого предмета как системы. Так системный подход к процессу обучения подразумевает:
- важность каждого из элементов системы. Все они должны эффективно работать и взаимодействовать между собой, и от каждого из них зависит конечный результат.
- наличие адекватного механизма оценки обучения, его результативности
- наличие механизма внесения изменений в систему обучения, если система не даёт нужного результата
Модель проектирования обучения Dick & Carey
Введение
Одной из реализаций системного подхода при проектировании обучения является модель проектирования Dick & Carey. Это не самая детализированная модель, но, тем не менее, она в достаточной степени описывает основные операции проектирования.
Каждый элемент модели имеет под собой теоретическое обоснование, результаты исследований и практического применения с 70-х годов прошлого века. Большое влияние на модель оказали работы R.Gange, а также достижения в направлениях когнитивизма и конструктивизма.
Не смотря на это, модель не является чем-то неизменным. Применяя её в первоначальном виде, вы, конечно, можете быть уверены, в её эффективности, но по мере роста собственного профессионализма или изменения среды её использования, вы вполне можете вносить в неё коррективы.
Основные этапы модели
Как и во многих других моделях проектирования, в основе Dick & Carey лежат 5 основных этапов:
- Анализ
- Проектирование
- Разработка
- Внедрение
- Оценка
Эти этапы в зависимости от условий могут представляться как выполняемые:
- циклично
- итерационно
- последовательно
Модель допускает любой из подходов, главное, чтобы он подходил к каждой конкретной ситуации. Для удобства изложения материалы мы, в дальнейшем, воспользуемся линейным представлением модели.
Цикличная модель проектирования
В цикличной модели проектирования этапы проектирования/планирования, разработки, внедрения и оценки следуют друг за другом, повторяясь столько раз, сколько это будет необходимо для разработки качественного продукта. Результат работ на каждом этапе проверяется и обсуждается.
Итеративная модель разработки
Итеративная модель проектирования подразумевает несколько попыток (итераций) создания продукта. Каждая попытка должна завершаться созданием и внедрением очередного прототипа системы.
Последовательное представление модели Dick&Carey
Последовательное представление модели Dick&Carey выглядит следующим образом:
Этапы проектирования
Шаг | Действие |
---|---|
Определить цели обучения |
Определите, какими знаниями и навыками должен овладеть ученик после завершения курса. Для этого, как правило, используются:
|
Провести анализ обучения |
|
Провести анализ учеников и контекста обучения |
Выясните:
|
Записать цели в терминах действия |
На основании информации, полученной на предыдущих этапах, напишите утверждение, которое бы описывало то, что ученик должен делать после обучения. Утверждение, как правило, состоит из трех основных частей:
Пример: Ученик после завершения обучения должен:
|
Разработать инструменты оценки |
Решите, какие средства и инструменты вы будете использовать, чтобы оценить достижение цели. При этом основной упор делайте на оценке самого навыка, а не условий и критериев эффективности. Возможные варианты оценки:
|
Разработать стратегию обучения |
Примите решения о:
|
Разработать и выбрать учебные материалы |
Выберите существующие или разработайте необходимые учебные материалы, в том числе:
|
Разработать и провести формирующую оценку обучения |
Оцените курс с точки зрения проблем и возможностей для совершенствования учебного процесса и продуктов (формирующая оценка). Три основных типа формирующей оценки:
|
Проверка |
На практике, конечно, этот этап никогда не откладывается до окончания процесса проектирования, а результат проверяется на каждом из этапов разработки. |
Разработать и провести суммирующую оценку |
Суммирующая оценка проводится после того, как завершена формирующая оценка и внесены все изменения в процесс обучения. Как правило, суммирующую оценку проводит уже не дизайнер, а независимый аудитор. В процессе оценки даётся ответ на вопрос – достигло ли обучение тех целей, которые перед ним ставились. |
Далее...